Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Совместное проживание, Конфликты с родителями
Шалом!!! Спасибо за возможность задать вопрос, за ваш сайт. Мне 45 лет, воспитываю двоих детей мужа, работаю на ответственной должности, где приходится порой очень непросто. Мама не имела теплых отношений с нами — своими детьми (у меня два брата ещё). Вот уже два года она живет на своей родине с больной сестрой далеко от нас. Все это время она высказывала мысль, что хочет вернуться обратно в наш город, т.к. она долго здесь прожила. Недавно она приехала в гости (в т. ч. для того, чтобы решить свои дела) — и началось. Претензии, вечное недовольство, оскорбления. Я её тепло встретила, не проронила худого слова. Перед приездом мама неохотно говорила о том, что хочет остановиться у своей подруги, но я её пригласила к себе, т.к. мать всё-таки… хотя у меня ещё два брата здесь живут (отцы у нас разные). В итоге на третий день в ответ на её недовольство я однозначно заявила, что в моем доме недопустимы ругательства и т.п., и сказала, чтобы её с сегодняшнего дня «здесь не было» (у меня дома). В ответ посыпались обвинения и т.п. Чувствую вину, думаю, что надо было иначе, может, поступить, помягче сказать, может? Помогите советом, пожалуйста. Благодарю заранее. Всегда ваша, N.
Уважаемая N.,
Мой ответ в определенной мере зависит от того, можно ли и нужно ли в практическом плане изменить ситуацию. Или же это сейчас разговор об угрызениях совести, и Вы хотите немного успокоиться, но не хотите, чтобы мама вернулась?
Если вариант первый, то извинитесь и скажите, что погорячились, но Ваше решение не слушать ругательств остается в силе, а при соблюдении этого условия Ваша мама — желанный гость. Если условие будет нарушено, то спокойно скажите, что Вы понимаете: ей тяжело сдерживаться, когда она у Вас дома, а поэтому считаете, что быть вместе — во вред вам обеим.
Если же это вариант угрызений совести, то, думаю, выставить маму из дому Вы не имели права, но поставить ей четкие рамки Вы просто были должны — ради самой себя и своих детей. А поэтому успокойтесь и, если не хотите возвращать маму к себе, то скажите себе в душе: очень жаль, что человек, которому, как минимум, под шестьдесят, так и не научился жить в мире с собственными детьми. И Вы можете своей маме только посочувствовать и рассматривать все это как отрицательный пример — как не надо себя вести с детьми. Если Вы сможете успокоиться, почувствовав это, то, думаю, Вы сможете и попросить прощения у мамы, не приглашая ее жить с вами. А вот из-за этого Вам не нужно испытывать угрызений совести, если ей есть где жить, т.к. сама ситуация, видимо, несет в себе очень сильный отрицательный заряд, что плохо влияет на Вас, на Ваших детей, но в первую очередь — на нее саму.
Желаю Вам выбрать то, что для Вас больше подходит, успокоиться внутренне и относиться к ней как к старому человеку с расшатанной психикой. Вы смогли несмотря на ее такое отношение стать сильным взрослым ответственным человеком. Надеюсь, что Вы сможете найти в себе силы простить ей и принять ее такой, как она есть. Принять — не значит «любить», но значит — быть способной не чувствовать себя задетой ее поведением.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его