Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Помощь родителям, Нерелигиозные родители, Конфликты с родителями
Шалом. Я несколько лет назад прошла гиюр в армии и столкнулась с вопиющим безразличием и травлей в семье. Мои родители привезли меня в Израиль подростком. Проходя гиюр, я прониклась иудаизмом и стала всё соблюдать, а семья только насмехалась и велела прекратить «это безобразие», то есть ношение скромной одежды, соблюдение шабата и кашрута. Я сбежала из дома: меня приютила одна религиозная семья, и я полностью порвала со своей семьей. Я снимаю у них комнату и работаю, а учиться так и не пошла, хоть у меня хороший багрут (аттестат зрелости).
Недавно меня разыскала тетка и сказала, что мама болеет, потому что я ее типа предала. С одной стороны, я не против ее увидеть, а, с другой, она мне велела приходить к ней только в джинсах. Но я же этого не хочу. Тетка говорит, что я семью променяла на религию, и что Б-г меня накажет. Права ли она? А может, я неправа, что порвала с родителями, которые плохо отнеслись к моей религиозности? Спасибо, что выслушали. N.
Уважаемая N.,
Прежде всего, позвольте выразить Вам свое сочувствие и величайшее уважение за смелость стоять на своих принципах, даже когда это требует огромной цены.
На Ваш вопрос отвечу на двух уровнях.
Первый — с религиозной точки зрения. Ваша ситуация рассматривается в законах, составляющих заповедь почитания родителей:
Мы обязаны слушаться родителей, но если они требуют нарушить какую-либо заповедь, то мы не обязаны подчиняться, так как Всевышний — выше родителей. И родители также должны подчиняться Его воле.
А если они ее нарушают, не может быть, чтобы ребенок тоже должен был нарушать. И, конечно же, Всевышний его не накажет за отказ подчиниться воле родителей, которая противоречит Его воле.
Второй — с общечеловеческой точки зрения. Вы уже совершеннолетняя и самостоятельная девушка. Как можно указывать взрослому человеку: «Если хочешь меня навестить, ты обязан приходить одетым определенным образом». Ведь встреча с мамой — это не официальное мероприятие, на котором джинсы являются частью дресс-кода.
А поэтому не Вы «предали» родителей и семью, а Вам силком пытаются навязать образ поведения. А с взрослым человеком так обращаться невозможно. Поэтому передайте через тетю письмо, а в нем напишите, что Вы будете очень рады встретиться с мамой, если она хочет видеть Вас такой, какая Вы есть.
А с джинсами можно встретиться на витрине магазина. Это я, конечно, в шутку, а всерьез: что ваша встреча может состояться только при условии, что родители примирятся с тем, что Вы выбрали для себя определенный образ жизни, который им не наносит никакого вреда. А поэтому на Вас нет никакой обязанности его менять.
Не знаю, будут ли Ваши родители согласны пойти на какие-либо уступки, но теперь это уже будет ИХ выбором, за который Вы не несете никакой ответственности.
С уважением и пожеланием, чтобы жизнь поскорее наладилась и улучшилась (молитесь об этом), Ципора Харитан
N.B.:
Насчет учебы: может быть, стоит подыскать мидрашу для девушек, жить в которой было бы дешевле, и Вы смогли бы отложить деньги на продолжение учебы. В Иерусалиме есть несколько таких мест. Например, семинар для русскоязычных девушек и молодых женщин под руководством рабанит Ханы Лернер. Можно поехать туда на субботу, познакомиться, посмотреть, почувствовать, и если Вам подойдет, — найдете много подруг и это поможет Вам на Вашем пути.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элияу Тавгер
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.