Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Депрессия, Почитание родителей, Забота о себе, Материнство, Насилие
Шалом! У меня большие проблемы с моими родителями. Я не росла в их любви, меня били или даже оскорбляли, не поддерживали, а когда что-то не получалось, меня высмеивали.
Когда я переехала из родительского дома, ситуация немного улучшилась, но всё возвращалось на круги своя, когда я приезжала их навестить или у меня случалась трудная жизненная ситуация.
Каждый раз, когда у меня случается что-то тяжелое, когда мне нужна поддержка, они на мне вымещают всю злобу, припоминают абсолютно всё, унижают и оскорбляют. А когда всё налаживается, они утверждают, что это они так в меня верили и они просто беспокоятся обо мне.
Мне из-за этого очень тяжело. Я верю в Б-га, читаю Тору, соблюдаю заповеди и каждый день молюсь. В этом я не идеальна, совсем не идеальна, но я искренне верю в Б-га. И я знаю, что ненавидеть своих родителей — это страшный грех.
Но я уже просто не могу. Когда я еще жила с ними, я слышала, что они каждый день в разговорах между собой меня унижали. Это продолжается и сейчас, когда я живу отдельно (бывает, мама что-то такое расскажет).
Я знаю, что я была желанным ребенком. Но у них как будто бы так и не получилось меня полюбить, хотя я не могу сказать, что я была плохим ребенком: всегда была спокойной и дисциплинированной, отлично окончила школу, окончила университет с красным дипломом и сейчас стараюсь найти хорошую работу.
Я просто не знаю, что мне делать. Я хочу прекратить с ними любое общение, никогда их не видеть, потому что никогда ничего не меняется. Но я знаю, что это противоречит словам Б-га. Что же мне делать? N.
Уважаемая N.,
Очень тяжело чувствовать себя нелюбимой.
Но Вы пишете, что после того, как Вы чего-то добиваетесь, они говорят, что это благодаря им. Поэтому, возможно, дело не в том, что они Вас не любят, а в том, что их самих растили в атмосфере постоянных претензий и критики и они никогда не видели другого образца поведения. И считают, что своей критикой направляют Вас на путь истинный.
К сожалению, таких родителей очень-очень много, особенно — среди выходцев из бывшего Союза, так как там вообще методы воспитания были силовыми, начиная с детского сада и до ВУЗов.
Я не говорю, что можно позволять поступать с собой так и что Вы должны, не дай Б-г, терпеть такое отношение. Но думаю, что родители Ваши — скорее, жертвы, чем насильники. Это не значит, что Вы должны общаться с ними, и даже еврейский Закон от Вас такого не требует, потому что человек не должен допускать, чтобы его унижали.
Но, возможно, такая мысль поможет Вам снять нездоровое ощущение ненависти к родителям.
А что касается практического общения с ними, то, видимо, его действительно стоит подсократить, пока Вы не почувствуете, что больше не зависите от их мнения о Вас.
Не сомневаюсь, что Ваши успехи и достижения помогут Вам обрести такую степень уверенности в себе, что ее не будут расшатывать их высказывания. А до тех пор повторю: держитесь подальше от них, и это не значит, что Вы совершаете грех.
Добавлю еще что-то. Когда Вы, с Б-жьей помощью, создадите свою семью, если сумеете проработать свои отношения с родителями на пользу Вашим будущим детям, т.е. будете знать, как важно не унижать детей, а, наоборот, давать им тепло, заботу и ласку, то таким образом прервете цепь насилия и сделаете большой шаг на пути к Всевышнему.
С уважением и пожеланием набраться внутренних сил и преодолеть свои душевные раны, Ципора Харитан
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элияу Тавгер
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.