Темы: Запреты, Заповеди, Наши родители, Почитание родителей, Конфликты с родителями
Шалом рав! Прошу, подскажите: как необходимо действовать, если мама всячески и целенаправленно выводит на конфликт? И тем самым подталкивает к нарушению заповеди о почитании родителей своих?! В подобных условиях вечного усугубления конфликта нецензурной бранью с ее стороны, переходов на личности трудно испытывать к человеку какие-либо положительные эмоции и соответственно относиться. N.
Шалом, уважаемая N.,
Спасибо Вам за вопрос.
Это актуальная тема, так как, к сожалению, очень часто у людей складываются тяжёлые отношения с родителями, когда родители недовольны, постоянно критикуют, суют нос не в свои дела, командуют и даже унижают… И вопрос, как же при всём при этом их можно уважать, волнует очень многих.
А ответ на него достаточно простой, хотя и совсем непростой для выполнения. Дело в том, что в Торе два раза приводится эта заповедь: в книге Шмот (20:12): «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе».
И в книге Дварим (5:16): "Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Б-г твой, отдает тебе".
В обоих случаях Тора подчёркивает, что заповедь почитания родителей дана для нашего же блага («дабы продлились дни твои», «и чтобы хорошо было тебе»), но ни в том, ни в другом случае не сказано, что родителей надо уважать, только если они достойны уважения.
Более того, как известно, заповедь об уважении к родителям была начертана на первых скрижалях. В чём различие между первыми и вторыми скрижалями?
Одно из объяснений: на первых скрижалях были заповеди «между человеком и Всевышним» (т.е. обязанности, которые человек должен выполнять по отношению к Б-гу), а на вторых — заповеди «между человеком и его ближним» (т.е. обязанности, которые человек должен выполнять по отношению к другому человеку).
Несмотря на не всегда приятную действительность, мы продолжаем с полной готовностью, от всего сердца соблюдать заповеди, не предъявляя претензий к Всевышнему. Именно так следует выполнять заповедь по отношению к родителям, ведь они для нас — не частные люди, а посланники Всевышнего.
Другое объяснение: на первых скрижалях были заповеди, которые невозможно постичь с помощью человеческой логики и здравого смысла, а на вторых — заповеди, которые абсолютно понятны и естественны для любого человеческого сообщества.
Говорят наши мудрецы: это значит, что заповедь почитания родителей не поддаётся нашему пониманию. Почему? Потому что естественно и логично, что мы готовы уважать человека, который достойно и деликатно себя ведёт, никого не обижает, сохраняет дистанцию и не суёт нос, куда не следует.
А если человек ведет себя иначе, здравый смысл подсказывает, что он не достоин уважения. А с родителями такой подход не работает. Так что это совершенно нелогичная заповедь, мы обязаны их уважать даже, когда они плохо себя ведут.
И последнее. Сказано в Торе: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…» (Ваикра 19:3). И сказано в Гмаре (Кидушин 31 б), что одно из проявлений такого страха, трепета перед родителями — в том, что МЫ НЕ МОЖЕМ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ РОДИТЕЛЕЙ, т.е. не можем занять их место.
Как в физическом, так и (согласно толкованию) в духовном смысле.
С другой стороны, сказано, что нельзя судить другого человека, пока не окажемся НА ЕГО МЕСТЕ (Пиркей Авот 2:4). Т.е., раз мы не можем оказаться на месте родителей никогда, значит, не имеем права ни судить их, ни осуждать. И даже просто оценивать: хорошо они поступают или плохо.
Поэтому когда мама оскорбляет, ругает, критикует, переходит на личности, это, конечно, очень тяжело слышать. И тем более тяжело испытывать от этого положительные эмоции, как Вы пишете.
Но этого от нас никто и не требует. Мы в это время должны чувствовать, что родители для нас — посланники Всевышнего и всё, что они делают по отношению к нам, — это «Сам Всевышний говорит» с нами. Значит, по каким-то причинам мы должны прожить эту ситуацию.
И всё, что нам следует сделать, — это принять ситуацию и работать над собой. Главное — всегда помнить, что МЫ НИЖЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, и это понимание поможет нам выполнить непростую заповедь почитать их.
И самое важное: от выполнения этой заповеди зависит вся наша жизнь, ведь стих, который мы привели выше (Дварим 5:16), содержит условие: «Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Б-г твой, отдает тебе».
Т.е., если мы будем уважать родителей, то у нас будет всё хорошо в жизни.
А так как родители всегда настроены на то, чтобы дать детям всё самое лучшее, то когда они чувствуют, что дети их не уважают, — начинают сами требовать уважения к себе, иногда даже — силовыми и некрасивыми способами. Чтобы мы, выполняя эту заповедь, смогли получить все предназначенные нам блага в этой жизни.
Желаю Вам большой выдержки и душевных сил, а также — помощи с Небес в выполнении этой великой заповеди.
С уважением, Лея Хмельницкая
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский