Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Почитание родителей, Психологические травмы, Взрослые дети
Здравствуйте! Что говорит Тора об отношении к родителям и почитании их?
Моя единственная дочь — верующая иудейка, при этом очень сложная психологически личность. Не замужем, возраст уже под 40. Внуков нет и не предвидится, что очень больно...
Имеет свои, вероятно, идущие из детства обиды... Я причин НЕ ПОНИМАЮ! Не будучи идеальным человеком, я всегда была обычной еврейской любящей матерью, делающей абсолютно всё для дочери.
Увы, она сводит до минимума любые контакты и даже не желает видеться. Это разбивает мне сердце.
Я в разводе с её отцом уже почти 30 лет. Но дочь в хороших отношениях с моим нынешним мужем, уважает его. Мне 70 лет, и пока, Барух а-Шем (слава Б-гу), мы не нуждаемся ни в чьей помощи. Но в ответ на мой вопрос: можем ли мы рассчитывать, что дочь после нашего ухода приедет и всё сделает как положено, похоронив по еврейским обычаям, я услышала нечто неопределённое: что есть специальные люди, которые выполнят наше завещание.
А ведь моя просьба, как я понимаю, сакральна, и ответом на неё могло быть только «да».
Отлично понимаю, что, не зная людей, их отношения, очень трудно отвечать. Но главное, что я хотела бы узнать, это — как иудаизм относится к взаимоотношениям между взрослыми детьми и родителями. Огромное, заранее, спасибо! N.
Уважаемая N.,
С большим сочувствием прочитала Ваше письмо.
К сожалению, вопрос тут не галахический — в том смысле, что совершенно понятно: по еврейскому Закону (Галахе) человек должен сделать максимум усилий, чтобы его родители удостоились спокойствия в Будущем мире, и это включает похороны по еврейскому обряду, выполнение завещания, молитвы за возвышение их души и т. д.
Но боюсь, что если дочь настроена отрицательно, то разговор о том, что это религиозный долг, мало поможет. Потому что когда человек настраивает себя, что ему «недодали» нечто, что ему было «положено», доводы рассудка практически не действуют.
Если Вы скажете дочери, что это ее религиозный долг перед Вами и Вашим мужем, вряд ли это произведет такое впечатление, что она изменит свой подход.
Думаю, лучше попробовать обратиться к ее раввину (если такой имеется) или другому человеку, которого она уважает, и попросить его поговорить с дочерью. Объяснить ей, насколько вам важно для душевного покоя чувствовать: если с вами что-то случится, то дочь возьмет на себя обязанности религиозной еврейки и выполнит их как надо.
Возможно, от постороннего человека она выслушает это более спокойно и с большим уважением и пониманием, чем от мамы, на которую она выбрала обижаться.
И не обвиняйте себя в происходящем. Очень часто практически ничего нельзя сделать, когда человек настраивает себя, что ему «недодали» что-то, что ему было «положено». И обычно такие конфликты происходят не потому, что человек действительно не получил то, что ему надо, а из-за его внутренних проблем.
И если женщина до сих пор не захотела построить семью и иметь детей, то, несомненно, такие проблемы у нее существуют…
Вы, конечно, можете и должны молиться, чтобы Всевышний помог ей найти внутреннее спокойствие, а тогда, думаю, оно распространится и на ее отношение к Вам, с Б-жьей помощью.
Во всяком случае, не надо себя мучить мыслями о том, что Вы что-то не так сделали, потому что «кто ищет, тот всегда найдет». И если человек ищет, на кого свалить свои внутренние проблемы, то родители обычно оказываются очень удобным объектом для этого.
Еще раз повторю: попробуйте повлиять на дочь через третье лицо.
С уважением и пожеланием долгих здоровых лет жизни, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его