«И так ешьте его» (Бо, 12:1)
Сказано в мидраше, что пасхальную жертву надо есть быстро: «Как те, кто выходит в дорогу. Раби Йоси Агалили говорит: учит Тора правильному поведению выходящих в дорогу — они должны быть расторопны».
И пояснял эти слова: по своей природе человек, вынужденный оставить место, где жил, даже если это место причиняло ему страдания, чувствует ностальгию и вдруг вспоминает хорошее время, которое у него было в этом месте.
Поэтому существовало опасение, что сыновья Исраэля, прожившие четыреста лет в Египте, услышав повеление выйти из Египта, будут испытывать ностальгию и откажутся выходить.
И отсюда мы учимся правилу: нужно быть расторопными и не задерживаться в месте, где нельзя задерживаться.
Из приведенного ниже рассказа мы учим, что когда выходят в дорогу, даже если необходимо торопиться, нужно очень остерегаться греха гнева. Никто не знает, когда и в какой форме пошлет ему Святой, благословен Он, помощь свыше. Это не в нашей власти, и нужно только молиться, чтобы благодаря нашим заслугам мы были достойны принять изобилие с Небес.
Вот рассказ авреха, жителя Хайфы, описавшего, что произошло с ним.
В канун одной из суббот мы собирались ехать провести субботу к родителям моей жены в Рехасим, и уже в 12.00 заказали такси на 4.00 после полудня.
Одна из соседок, узнав, что мы уезжаем, попросила мою жену оставить ей квартиру для родственников, которые должны были приехать к ней на субботу в Хайфу.
Моя жена, известная своими делами милосердия, согласилась. Проблема была в том, что просьбу нам передали в 3.15, когда мы сами должны были собирать чемоданы и вещи. Моя жена, кроме того, что любит милосердие, очень педантична, и потому ясно, что она должна была оставить гостям чистую квартиру.
Жена, не учитывая, что время коротко, и до времени заказа такси остался только час, начала мыть и драить дом, раскладывать все вещи по местам и чистить мебель.
Время ушло, и до приезда такси осталось только двадцать минут. Моя жена все убирала и чистила квартиру, и вовсе не думала, что времени не осталось.
Я не знал, что делать. Но я понял, что если помешаю ей сейчас, она разозлится.
На каком-то этапе я решил: в любом случае, не буду ничего говорить, и что будет, то будет.
В четыре часа внизу уже сигналило такси, а жена все продолжала трудиться. Ну, есть ли более надежный рецепт для гнева?
Но, слава Б-гу, я остался тверд в своем решении и после того, как такси все продолжало и продолжало сигналить, и хотя его гудки меня очень злили, я ничего ей не сказал.
Я спустился вниз, сказал водителю, что у нас нет возможности ехать, и спросил, сколько денег мы должны ему за заказ. Он назвал цену, я заплатил ему все, до последней агоры, и он уехал довольный. Он и деньги получил, и был свободен для другого заказа.
Водитель такси был рад, а я — еще больше… Я чувствовал, что моим преодолением я строю миры. Скажу прямо, я чувствовал, что Ашем благословенный воздаст мне за такое преодоление, но на самом деле я вел себя так не ради платы, а зная, что нельзя поступать по-другому..
Отпустив такси, я вернулся домой, где жена еще продолжала убираться. В 4.20 она закончила уборку. Мы собрали вещи, заказали другое такси и поехали в Рехасим.
Суббота прошла с особым подъемом. Я чувствовал особо остро то, что написано во всех книгах: когда человек удостаивается преодолеть себя, он очищает свою душу и поднимается высоко, высоко, объединяясь со своим Творцом.
Я хочу рассказать, что произошло сразу после той субботы.
Не буду раскрывать своих данных, скажу только, что несколько добрых лет у нас не было детей.
В нашей религиозной общине нас окружали многодетные семьи, чтобы не сглазить, и это лишь особо увеличивало нашу боль. Мы уже не знали, что делать. Ждали спасения.
А Ашем благословенный ждал, что мы сделаем что-то, чтобы заслужить спасение.
Очень скоро после того происшествия в канун субботы, когда я преодолел свой гнев, моя жена забеременела, и невозможно представить радость, появившуюся в нашем доме благодаря этому спасению и милосердию.
Я ничего ни с чем не связываю. Я лишь излагаю факты в порядке очередности происходившего. На первом этапе я преодолел себя, и могу засвидетельствовать, что испытание было очень трудным. На втором этапе моя жена забеременела. (Бархи нафши)
Как можно понять его?
«И встал фараон ночью» (Бо, 12:30)
Вы понимаете его, фараона? Он поработил целый народ, превратил их в рабов и поставил над ними надсмотрщиков. Пришел Моше рабейну и потребовал освободить их. Почему он вдруг говорит: «Кто такой Ашем, чтобы я Его послушался и отпустил Исраэль? Не знаю я Ашема, и Исраэль тоже не отпущу» (Шмот, 5:2). Объясняет рабейну Овадья Сфорно, благословенна память праведника: так сказал фараон — не знаю Ашема. Но если бы даже знал, не отпустил бы Исраэль!
Сказал Святой, благословен Он: Вот как? Что ж, посмотрим… Он покажет ему, Кто такой Ашем, «Ибо Я Ашем — владыка земли» (Шмот. 8:18). Он покажет ему, что властвует над водой (кажнь кровью), над землей (казнь вшами), над зверьми, ползающими по земле (лягушки), ходящими по ней (дикие звери, нарывы), летающими (саранча). Над восточным ветром, принесшим саранчу, небесными светилами, которые погасли. Короче, «Чтобы ты знал, что нет подобного Г-споду Б-гу нашему (Шмот, 8:6). Фараон выучил урок веры тяжелым путем, на самом себе.
Этот человек похож на матрешку, его роняют — он встает. Покоряется — восстает. Соглашается — сожалеет. Неужели не выучил урок, неужели не выучит никогда?
Пришло время десятой последней казни: “И был вопль великий в Египте, ибо не было дома, где не было бы мертвеца”. Фараон с самого начала знал об этой казни, ибо был предупрежден. И есть у него сын-первенец… Все девять прежних казней были исполнены точно по предсказанию, со всей мощью. А той ночью должны были умереть миллионы первенцев, включая его сына. В каком состоянии он будет, когда наступит казнь? “И встал фараон ночью”. Пишет Раши: и встал фараон — с кровати. Надел пижаму и пошел спать.
Что происходит, как можно спать, если ожидается такая тяжелая казнь и точно известно, когда она наступит? Как можно спать, если известно, что сын умрет в полночь???
А после того, как он уже отослал народ, запряг свою колесницу и вышел в погоню за ним, чтобы вернуть. Он спешил к своей гибели. Может ли кто-нибудь понять это?
Да, мы можем дать ответ. Нет здесь ничего удивительного, его поведение так присуще человеку. Фараон, — пишет Рамбам, благословенна память праведника, — символ злого начала. То есть, злое начало властвует над ним. А какая сила у злого начала? Оттолкнуть знания человека, разделить его мозг и сердце. То, что я знаю — это не повлияет на мои дела, и Исраэль я не отошлю. Знать, что Ашем — единственный правитель в мире и вести себя так, будто я сам управляю. Знать, что вот-вот начнется ужасная казнь и забыть это знание. Проигнорировать его и пойти спать.
Как это по-человечески. И как это касается нас. Ибо если фараон — символ злого начала, то ведь и в нас гнездится маленький “фараон”. И он пытается уловить нас в свои сети, установить перегородку между знаниями и делами.
Вот нам небольшой пример: когда получают подарок, разве не надо сказать спасибо? Не будем неблагодарными. И спасибо надо сказать от всего сердца. Ясными словами и сосредоточенностью на каждом слове. В этом нет сомнения.
Святой, благословен Он, дает нам пищу, без сомнения “Он Б-г, питающий и снабжающий нас всем”. И надо сказать спасибо, благословение после трапезы — об этом мы уже сказали. Но благословляем ли мы от всего сердца, ясно и понятно?…
Мы все знаем, но когда это доходит до дела… тогда, может быть, вместе с выходом из Египта освободимся также и от фараона?! (Мааян ашавуа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его