Темы: Недельная глава, Оцарот, Ваэра
«Вот главы отчих домов… Это те самые Моше и Аарон» (Ваэра, 6:14—27)
Кажется, это Черчилль сказал, что демократия — наименее плохая система власти из существующих. Что-то вроде «меньшее из зол». Чтобы проиллюстрировать это, приведем рассказ из жизни.
Около трехсот лет назад прославилось имя удивительного мальчика из семьи Вормсер, а звали его Ицхак Арье. Его мудрость, сообразительность и острота ума стали известны аристократу из Михлштата, и он захотел встретиться с мальчиком. Попросил он, чтобы послали мальчика одного в его замок в четыре часа после полудня.
Хотел аристократ убедиться в сообразительности мальчика и велел всем жителям замка и слугам спрятаться в своих комнатах. А сам стоял возле окна зала и наблюдал за ним через щель между двумя занавесями.
В назначенный час вошел мальчик в ворота и удивленно остановился на пустынном дворе. Поднял он голову и осмотрел темный замок, его башни и бойницы, вышки и окна. После этого он уверенно пошел вперед. Через минуту он уже стучался в дверь зала.
Аристократ открыл дверь и ввел его в зал: «Как ты нашел эту комнату?» — спросил он.
Мальчик ответил: «Место сторожа было пусто, никого во дворе не было. Это показалось мне странным. Я понял, что его превосходительство желает проверить, смогу ли я самостоятельно найти дорогу. И еще понял, что он следит за мной из укрытия. Я осмотрел замок и увидел, что только в одной комнате подняты жалюзи, а занавесы опущены. Я понял, что его превосходительство наблюдает за мной, стоя позади них. Я рассчитал, где находится комната, и пришел сюда»…
Удивился аристократ мудрости ребенка. «А что бы ты делал, если бы жалюзи были закрыты», — спросил он. Мальчик ответил: «Я стал бы стучаться в двери, пока не нашел бы кого-нибудь, и спросил бы его».
Продолжил аристократ спрашивать: «А если бы ответ был противоречивый?»
Ответил мальчик: «В этом случае я исполнил бы пасук из Торы — “за большинством идите”.»
Искра злодейства мелькнула в глазах аристократа, и он сказал: «Ты ведь знаешь, что нас, христиан много, а вас, евреев, мало. Почему ты не исполняешь этот пасук и не присоединяешься к нам?»
Маленький мальчик оправдал свою репутацию сообразительного ребенка и тут же ответил: «Разве не понимает его превосходительство, что если я сейчас выйду из зала и встречу группу слуг, которые все вместе скажут мне, что его честь находится сейчас на верхнем этаже, я не поверю их словам. Потому что я знаю точно, где находится его честь. За большинством идут только в случае сомнения, а не в достоверных случаях. Творец благословенный открылся на глазах у всего народа и передал нам нашу Тору через Моше рабейну, и Тора точно в наших руках! В таком случае не идут за большинством».
Так ответил мальчик, и лицо аристократа поникло.
Но вернемся к нашему вопросу: демократия — перевес большинства. Но всегда ли большинство право, разве у каждого гражданина есть необходимые знания, чтобы принимать решения в соответствии с его мнением. Умение взвесить, чувство ответственности, понимание того, что главное, а что второстепенное, умение предвидеть и прогнозировать — конечно, нет. Тогда что позволяет рядовым людям принимать судьбоносные решения с сокрушительными последствиями. Только то, что нет лучшей системы власти. А доказательство — человек не может предложить членам семьи голосовать, сделать ли необходимую операцию. Голосование оставит профессора в меньшинство. Все понимают, что знание, опыт, и оценка ситуации — это его прерогатива. И так же человек не предложит провести опрос в классе относительно домашних заданий и изгнать учителя в пустыню оппозиции. Все согласны, что его оценка ситуации более зрелая и всеобъемлющая, результат знания и опыта.
Поэтому указала нам Тора слушать мудрецов Торы: «И поступай по слову, которое они скажут тебе… и делай так, как они укажут тебе… и не отклоняйся от слова, которое скажут тебе, ни вправо, ни влево (Дварим, 17:10).» Их мнение — это мнение Торы, их взгляд широк и всеобъемлющ, они лишены корысти, далеки от интриг, наделены сильным чувством ответственности, преданы своим общинам и желают им добра. А главное: возвышаются они над народом, и о них говорят, что они — как ангелы по сравнению с людьми, и как люди — в сравнении с животными. Другая суть, и все человечество несущественно в сравнении с ними.
Пример этому мы видим в нашей главе, когда начинается пересчет сыновей Исраэля: колен Шимона, Реувена и Леви. Но пересчет останавливается, дойдя до Моше и Аарона. Все, остальное несущественно. И счастливы прилепившиеся к Моше и Аарону, поступающие по слову их и избавляющиеся благодаря им. И удостаивающиеся двух миров. «И находится Моше в каждом поколении, и в каждом праведнике» (Трактат Брахот, 6). (Мааян ашавуа)
«И исчезли лягушки» (Ваэра, 7:8)
В этой главе помогает молитва Моше рабейну удалить лягушек от фараона и его рабов, а в главе «Хукат» (Бамидбар, 21:4) в случае с со змеями, когда молился Моше за народ, не помогла молитва удалить змей, пока не дал ему Святой, благословен Он, совет поставить медного змея, чтобы больные смотрели на него и оставались в живых.
И спрашивал Хафец Хаим — чем отличаются эти два случая. И отвечал:
Всему есть лекарство, но не злословию. Обвинителя, созданного злословием, невозможно удалить. Он стоит и обвиняет, и как злословящий делает это с помощью рта, так и созданный обвинитель говорит своим ртом, и невозможно заставить его замолчать. Поскольку наказание змеями было из-за того, что злословили о Б-ге и Моше, молитва Моше не помогла удалить их совсем, пока Святой, благословен Он, не дал нужный совет.
Но если человек остерегается злословия и держит рот закрытым от запрещенных разговоров, награда его огромна.
В месяце хешван 2008 года с волнением рассказала рабанит Каневская, что сейчас она вернулась со свадьбы, особой в своем роде, и стоит рассказать всем историю, стоящую за этой волнующей свадьбой.
За четыре года до этой свадьбы, то есть, в 2004 году, произошла дорожная авария, в которой очень тяжело была ранена одна из дочерей семьи, девушка лет пятнадцати.
Ее отвезли в больницу, и она пролежала без сознания две недели. Родители пришли к раби Хаиму Каневскому и умоляли его и рабанит молиться за их дочь. Ашем благословенный услышал молитвы и через две недели девушка открыла глаза. Родители были вне себя от радости.
И вот, девушка не только открыла глаза, но и начала говорить с окружающими. Первыми словами, которые она сказала, был вопрос: «Мама, сколько времени я спала?»
«Для чего тебе знать это?» — спросила удивленная мать.
Ответ дочери поразил всех слышавших: «За несколько месяцев до аварии я приняла на себя обязательство учить две алаха в день из книги “Хафец Хаим”. И я не пропустила из этой учебы ни одного дня. Я должна знать, сколько дней была без сознания, чтобы восполнить пропущенные алахот»…
Можно понять, на какой ступени находится девушка, если это первое, что она спросила, придя в сознание после того, как ее чувства были совершенно отключены в течение двух недель.
Когда об этом рассказали раву Каневскому и его жене рабанит, оба были взволнованы, и рабанит обещала родителям, что она еще спляшет на свадьбе их дочери.
В то время это обещание казалось несбыточной мечтой, поскольку физическое состояние девушки было очень тяжелым, и требовалось пройти длинную цепь операций. Поэтому трудно было думать в те дни о свадьбе… И о парне, который захочет взять жену, прошедшую так много операций и лечений.
Но чудо произошло. Девушка совершенно выздоровела, и у нее почти не осталось никаких признаков, говорящих об аварии.
«Несколько месяцев назад, — сказала рабанит Каневская, — обручилась девушка с замечательным парнем, учеником Торы с отличными качествами, — а сейчас я вернулась со свадьбы, на которой обещала сплясать».
И кто знает, может быть, успех девушки и ее выздоровление были даны ей в заслугу принятия на себя изучения алахот злословия. (Бархи нафши)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его