Темы: Недельная глава, Оцарот, Ваэра
«А люди Сдома окружили дом, от отрока до старца» (Ваера, 19:4)
Знаем ли мы, сколько жителей было в Сдоме? Написанное говорит, что все жители Сдома окружили дом Лота и требовали вывести к ним гостей, чтобы судить их и устроить им линчевание, «А люди Сдома окружили дом, от отрока до старца, весь народ с каждого конца». Мы можем представить себе, что там не было десятков тысяч, а может быть, даже тысячи. Поселение, насчитывающее сто двадцать человек, тогда уже называли городом (Трактат Санедрин, 17).
Почему, в самом деле, они хотели судить гостей? Почему решили не давать им пройти в их владение? Рамбан, благословенна память праведника, объясняет их намерение: «Они не хотели никого пускать к себе, как сказали наши мудрецы, благословенна память праведников, (Трактат Санедрин, 109,) поскольку думали, что из-за их хорошей, как сад Ашема, земли, придет к ним много людей — и они гнушались пожертвованием (цдокой). Тогда почему они разрешили Лоту поселиться у них и даже назначили его судьей? Ибо “Лот с деньгами и богатством пришел к ним, а может быть, приняли его ради Авраама”». Рамбан приводит мнение, основанное на словах пророка: «написанное свидетельствует, что это было их намерением, как сказано: это было грехом Сдома, сестры твоей, гордыня сытых хлебом и покой, и тишина были у нее и дочерей ее — а руку бедного и нищего не поддерживали» (Иехезкель, 37:49).
Сдом купался в богатстве до того, как был перевернут. Это была долина, «вся напоенная» потоками воды, «как сад Ашема» с деревьями и «как земля египетская» семяносная. У ее жителей были великие блага, так зачем же им делиться богатством с другими. Какое им дело до того, что кто-то опухает и умирает от голода?
Сколько жителей, мы сказали, было в Сдоме? Известно, что в многоэтажном доме, находящемся в большом городе, живет больше людей, больше семей. И каждое такое здание оснащено оградительными устройствами. Желающий войти в него, должен представиться через входное говорящее устройство или быть осмотрен через видеокамеру. А если здание еще больше, еще дороже, оно более «продвинуто» в сторону Сдома и Аморы. Пришедшие туда останавливаются охранником, проходят тщательную проверку. Почему? Мы уже приводили цитату из пророков: «гордыня сытых хлебом и покой, и тишина были у нее», нельзя нарушать покой богачей, показывать им, что есть в мире бедные. «Вход уличным торговцам запрещен» — такая вывеска висит на многих домах. Зарабатывайте, пожалуйста, в другом месте. Совесть спит, пожалуйста, не стучите…
«Историю об одном хасиде» рассказывает Гмара (Трактат Бава Батра, 7), которому обычно открывался пророк Элияу. Установил он на дворовой калитке внутреннюю ручку, и нельзя было открыть дверь снаружи, и не открывался ему больше пророк».
В землях изгнания, рассказывают наши отцы, не было субботы без гостя, и даже в будние дни дом был открыт настежь, где кормили и поили. А сегодня? Не бедные исчезли, а мы закрылись, заперли двери. И сердца. Научились у Сдома.
Это верно, очень верно, но не только в материальной области. Это не менее верно и в области духовной. Построены поселения, слава Б-гу, городки, и даже целые города, основанные на чистоте и святости. «Гордыня сытых хлебом» с духовной точки зрения, и «покой и тишина были у нее». Мальчики и девочки воспитываются по Торе, отцы наполняют синагоги и дома учения, приходят на уроки Торы, а матери посещают лекции по Торе, духовное богатство так велико. Может быть, можно потревожить их покой и спросить: а что с большим голодом к слову Ашема, что с десятками тысяч детей, не удостоившихся воспитания по Торе, родителями, не удостоившимися вкусить сладость субботы, света Торы, счастья молитвы?
Можно ли пробудить совесть, напомнить о «народе, который в поле»? Можно ли требовать раскрытия закрытости, противоположности Сдому? (Мааян ашавуа)
«Ибо познал Я его, что заповедует он сыновьям своим и дому своему»(Ваера, 18:19) Рабейну Рамбан, благословенна память праведника, объяснял, что есть разные ступени в Высшем наблюдении Творца благословенного над своими творениями. Пример, на что это похоже: воспитательница детского сада, наблюдающая за всеми детьми, видит всех играющих детей, однако не вмешивается в их действия. Если ребенок упал, пусть встанет, если потерял что-то, пусть ищет. Но если маленький коронованный принц будет дан ей, она отнесется к нему по-другому. Подобно этому, чем ближе человек к Творцу и вернее исполняет Его Волю, наблюдение за ним со стороны Творца более пристальное, как написано: «не сводит глаз с праведника» (Йов, 36:7), «вот, глаз Ашема на боящихся Его» (Теилим, 33:18).
Рассказывал гаон, раби Авраам Птаель, благословенна память праведника: как-то на исходе субботы возвратился гаон, раби Эзра Хамави, благословенна память праведника, домой.
Спросила его рабанит: «Что ты хочешь есть на четвертую трапезу?»
Раби Эзра был человеком прямым и ответил: «Что я хочу? Арца мажадра (блюдо из отварного риса и чечевицы) со сливочным маслом и сметаной».
Удивилась рабанит: «Ты действительно думаешь, что я сейчас встану варить это блюдо?»
Сказал он: «Халила, я этого не требовал. Ты спросила, что я хочу, я и ответил»…
Удивилась рабанит. Еще она стояла и удивлялась, как раздался стук в дверь. Открыла она дверь и увидела плачущую повариху соседа-богача.
Спросила ее: «Что с тобой, что случилось?»
Рассказала та: «Моя госпожа попросила меня сварить мажадру, и я стала быстро варить ее в мясной посуде, а потом положила туда масло и сметану. Моя госпожа подняла крик, а господин сказал, что я сделала негодной посуду. Он хочет выбросить еду и уволить меня с работы. А я куда пойду? Вдова я, и много моих сирот зависят от меня!» И потоки слез вновь полились из ее глаз.
Услышал рав ее слова, вмешался и спросил: «Когда в последний раз ты варила в этой посуде мясное блюдо?»
Ответила вдова: «Около месяца назад».
Спросил он: «А сметану и масло ты положила в кастрюлю?»
«Нет, — ответила она плача, — в кастрюле я варила только рис и чечевицу. А после этого переложила их в миску и положила на них масло и сметану».
«Если так, — сказал рав, — иди, скажи соседу от моего имени, что нечего опасаться, сваренное блюдо пригодно к еде».
«Он не поверит мне, — плакала вдова, — скажет, что не хочет сомнительного блюда».
Подумал рав и сказал: «Возьми мою тарелку, иди к моему соседу и принеси мне порцию мажадры. Скажи хозяину дома, что я хочу съесть ее».
Поспешила вдова, побежала изо всех сил, и через минуту вернулась, излучая счастье.
Рав благословил еду и съел порцию до дна.
«А что мне сказать хозяину?» — спросила повариха-вдова.
«Расскажи, что видела своими глазами, как я ем это блюдо. И еще скажи ему: так сказал мудрец, будут есть смиренные и насытятся», — ответил рав.
Просияло ее лицо, и она возвратилась в дом хозяина.
Сказал рав жене: «Ты видишь, я хотел мажадру, и Ашем послал мне ее»… (Авотейну сипру лану)
«И взял теленка, молодого и хорошего»(Ваера, 18:7) Три быка взял, чтобы накормить тремя языками с горчицей (Раши). Гаон, раби Мордехай Шульман, благословенна память праведника, глава ешивы «Слободка», сказал в своей беседе с учениками ешивы: «Разве пришло бы нам в голову, что у праотца Авраама было понятие о деликатесах этого мира, о языках в горчице? Ведь в мидраше (Шир аширим раба, 1:59) сказано, о праотце Аврааме, что он подвергал себя истязаниям, а в трактате “Авот” (5:19) сказано, что главной его чертой было удовлетворение малым и удаление от страстей. И какое ему дело до языков в горчице! Но что? Самого себя праотец Авраам истязал. Удовлетворялся хлебом с солью и мерой воды, в соответствии с путем Торы. Но для других, для гостей, даже если они казались ему арабами, зарезал трех быков, чтобы накормить их языками в горчице!»…
И в связи с этим — рассказ о семнадцатилетнем подростке, который был вынужден бежать из Бриска (Бреста), где учился в ешиве гаона, раби Эльханона Вассермана, да отомстит Ашем за его кровь, из страха перед надвигающейся, как буря, страшной войной. Скитаясь, пришел он в город Смилович, в котором находился Хафец Хаим со своими учениками ешивы, изгнанный из города Радина, расположенного вблизи линии фронта во время первой мировой войны.
Удостоился раби Мордехай особой близости к Хафец Хаиму, раву народа Исраэля, и гостил в его доме, состоявшем из одной комнаты, которая являлась и залом, и комнатой для учения, и спальней. В дневные часы он шел в дом учения и учился со своим равом, гаоном, раби Эльханоном Вассерманом и гаоном раби Нафтали Тропом, главой ешивы Радин, а вечером возвращался в квартиру Хафец Хаима, который стелил ему кровать и торопил его лечь, говоря: «Сон — это часть учебы. Когда идут спать поздно, назавтра учатся меньше». А сам Хафец Хаим продолжал учиться за столом, уменьшая свет маленькой керосиновой лампы, чтобы не мешать сну гостя. Раз от разу он вставал со своего места, чтобы поправить одеяло и подложить под голову сдвинувшуюся подушку.
Однажды встал раби Мордехай среди ночи и увидел, что Хафец Хаим спит на своей кровати без подушки. Задрожал он и подумал: «Ой. Одна подушка есть у рава, а я взял ее».
На следующий день вечером он сообщил раву, что с сегодняшнего дня, он не будет пользоваться подушкой. Пусть возьмет ее рав и положит себе под голову.
Улыбнулся рав и сказал: «Пусть благословения опустятся на твою голову. Ты полагаешь, что я дал тебе мою подушку? Нет, это не так. И перед тем, как ты пришел, я не спал на подушке. Подумай сам, как это возможно?! Солдаты-евреи угнаны копать окопы и находятся на смертельных линиях фронта, многие беженцы живут в общих залах, и даже просто на улицах, без крыши над головой, а я положу под голову мягкую подушку? Нет, невозможно… Но ты — дело другое, ты не представляешь, сколько обязаны дать гостю!»
И по его просьбе продолжал раби Мордехай спать на подушке. (Хафец Хаим, Маим Хаим)
Гаон, праведник раби Элияу Лупьян, благословенна память праведника, рассказывал, что глава общины в месте его проживания был очень далек от еврейства, но помогал ешиве и ее ученикам, как мог. Спросили его о причине этого, и он ответил: «Потому что был близок к Хафец Хаиму».
И рассказал, что когда он был молодым, хотел поступить в ешиву Радина. Однако нашли в нем неверие и вольнодумие и отказали в приеме. Велели ему купить билет на поезд и в тот же день возвратиться домой. Но тут выяснилось, что в тот день поезда уже не будет. Попросил он разрешения переночевать в ешиве, однако Хафец Хаим решительно отказал ему: неверие — как заразная болезнь, и нельзя разрешить ему ночевать в ешиве даже одну ночь. Но он может переночевать у меня на чердаке.
Дело происходило зимой, и на чердаке было холодно. Лег паренек на кровать, а зубы стучат от холода. Вдруг тихо открылась дверь. Вошел Хафец Хаим, и когда почувствовал холод, снял с себя шубу и укрыл вольнодумного юношу, а потом пошел в свою комнату продолжать учебу.
«Эта шуба греет меня до сих пор», — сказал глава общины… (Хафец Хаим ахадаш, Лев Элияу)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его