«Ветвь дерева густолиственного, о котором сказано в Торе, это — мирт, листья которого обильно усыпают дерево, например, тридцать листьев на одной веточке. Но если есть на ней два листочка, расположенных один против другого, а третий лист находится над ними, эта веточка не считается густолиственной и называется “глупый мирт”, и он не пригоден для исполнения заповеди даже в час нужды».
Саба из Кельма, благословенна память праведника, один из великих мыслителей последних поколений, вывел из этого определение глупца: это тот, кто не аккуратен. Если его мысли не упорядочены и запутаны, если у него нет систематичного мышления, если его умозаключения торопливы, он — как тот «глупый мирт».
И сказано о словах наших мудрецов, что «человек задействуется по своим действиям, и сердце его, и все мысли его всегда идут за его делами, хорошими или плохими» (Сефер ахинух, заповедь 17), и внешний беспорядок указывает на беспорядок внутренний и создают его. Когда сын Сабы из Кельма учился в городке Эйшишук, поехал он его навестить.
Прежде, чем пойти встретиться с ним в доме учения, побеседовал он с его равами, спросил, где тот живет, и пошел посмотреть его комнату. Осмотрел его кровать, убранный шкаф, и успокоился. Теперь он знал все.
В «Доме учения», который он основал в Кельме, «доме создания глав движения “мусар”, порядок соблюдался в крайней форме. В ночь “Коль нидрей” он произнес проникновенную речь, в которой высказал свое потрясение тем, что кружка для омовения рук стояла не на месте. Если омовение сдвинулось на сантиметр, может молитва сдвинуться в мгновение, все области расшататься и все границы прорваться… Царь Давид восхваляет Творца благословенного: “Сделавший светила великие, ибо велика милость Его” (Теилим, 136:7). Кто это “светила великие”? Солнце, луна и звезды. А если так, то что добавляют слова: “солнце для властвование днем, ибо велика милость Его”. И луну и звезды для властвования ночью, ибо велика милость Его»? И объяснял Саба из Слободки, благословенна память праведника: это «ибо велика милость Его» нужно отнести к постоянству их границ, их времени и их порядку.
И сказано, что особенно важно это для мирта, символизирующего исполнителей заповедей, то есть занимающихся делами милосердия. Ибо подробные законы существуют в вопросах милосердия и его приоритетах. Кто прежде кого («бедняки твоего города прежде бедняков другого города»), и что прежде (сначала еда, а потом одежда).
И об этом говорит алаха: «самый ближний — прежде» (Трактат Кидушин, 21). Некоторые заботятся обо всем мире, а дома ждут помощи, посвящения им времени и внимания. И зря. Почему? Ибо верный порядок перепутан.
Неудобно сказать, но это «глупый адас»… (Мааян амоед) Урок праздника Сукот Некоторые говорят: все. Грозные дни позади. Но это неверно.
Грозные дни не позади, они в нас. Объясним это, поскольку они — основа нашей реальности, и мы должны существовать в ней.
Шел человек по улице и вдруг стал свидетелем дорожной аварии типа «наехал и сбежал». Пострадал ребенок, да смилуется Г-сподь. Приехала «скорая помощь», прибыла полиция. Начали его допрашивать, как свидетеля. Он запутался. Да, он видел машину. Белая, а может быть, синяя. Шофер молодой, а может быть пожилой. В самом деле, все произошло так быстро. Если он согласится, то с ним проведут сеанс гипноза. Введут в гипнотический сон и вернут в прошлые события. Вот эта улица, вот выскакивает машина. Ой, ребенок переходит дорогу. Минутку, какая это машина? Пежо, голубая. Какой у нее номер? Да, он видит номерной знак. Вот ее номер. А кто ее ведет? Молодой парень, смуглый. Он пытается повернуть руль, остановиться. Однако слишком поздно.
Это учит, что мозг человека — накопитель памяти.
Ничего не пропадает. Мы помним то, что нам казалось уже забыто. О чем мы думали, что не знаем. С помощью гипноза люди вспоминали произошедшее с ними в чреве матери, во всех подробностях. Это засвидетельствовано и записано.
Так создал Святой, благословен Он, человека в Своей чудесной, божественной мудрости. С одной стороны ничего не забывается. А с другой стороны старые впечатления не четки и не остры. Иначе не было бы места для новых впечатлений. Поэтому старые впечатления отступают и превращаются в смутные, скрытые. Но это тайна их силы, так как они превращаются в кирпичики здания нашей личности, в нашу сущность, часть нашего существования.
Пример, на что это похоже. На пищу, которую мы едим.
В о время еды мы чувствуем вкус пищи и наслаждаемся ее запахом. Через час после еды память еще жива и чувство сытости ощутимо. Назавтра пища уже переварилась, была и нет. Но это неверно. Она разделилась на составляющие.
Часть из них пошла на создание клеток, поддержание жизни.
Ведь все наше тело существует съедаемой нами пищей.
И если ничего не исчезло, и все используется, как кирпич для строительства нашей личности, то тем более это верно для «грозных дней», сорока дней молитв о прощении. Ничего не исчезает. Преодоление желания поспать подольше. Ранний подъем, участие в молитве, просьба о прощении. Подготовка к празднику, яблоко в меду, трубление в шофар — ничего не пропало, все копится. Страх перед судом, «царствования», «напоминания», «шофары», пост в Йом акипурим, все! Это напоминает нам рассказ (Авот дераби Натан) о раби Акиве, который был пастухом до сорока лет. Втайне он жаждал учиться, возвышаться духовно. Однако отказался от этого желания, пожав плечами: он уже немолод, а Тора так велика… пока однажды не увидел камень, продырявленный каплями воды. Кто продырявил этот камень? Непрерывно капающая вода. Сказал раби Акива: если малые капли воды могут просверлить твердый камень, то я тоже смогу учиться.
И стал раби Акивой.
И мы — подобно этому. Впечатления «грозных дней» — собирающиеся впечатления. И значительные. Автор книги «Ноам Элимелех», благословенна память праведника, писал в своем письме, что человек, который хочет изменить одну из своих черт, нанести на свою душу нестирающуюся резьбу, должен тренировать ее в течение сорока дней. А для нас прошли сорок дней тшувы с начала месяца элул и до исхода Йом акипурим, которые, конечно же, оставили в нас свои следы.
Надо понять, что мы не такие, какими были, и относиться к себе соответственно. Мы стали серьезнее, богобоязненнее.
Лучше, достойнее, как следствие прощения в Йом акипурим и искупления грехов. И мы можем больше с себя требовать. Еще урок Торы, более серьезное благословение после трапезы, более тщательное обережение от злословия. Впечатления «грозных дней» врезались в нашу душу, создали изменения. Продолжим это постоянным образом и духовно возвысимся.
На исходе Йом акипурим, дня прощения, вышел Небесный голос и сказал: «Иди, ешь в радости хлеб твой и пей в благодушии вино твое, ибо уже возжелал Б-г твои дела, уже выслушал ваши молитвы» (Мидраш Коэлет раба, 9:7). Но это еще не конец цитаты, это еще не полное оправдание. Пока еще впереди у нас праздник Сукот до дня Ошана раба, конца подписания приговора.
И возникает вопрос: что добавляется в эти дни, какой урок необходимо выучить, какой намек дается нам, благодаря чему мы удостоимся доброй подписи, более доброго и более счастливого года.
Разумеется, что урок скрыт в празднике Сукот, наводящем мосты и связывающим Йом акипурим с праздником Ошана раба. В его законах: лулаве и четырех видах растений — и в заповеди радости. Ведь Сукот — это «время нашей радости», « как сказано: “и радуйся в праздник твой, ты, и сын твой, и дочь твоя, и леви, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих… и будешь ты только радоваться” (Дварим, 16:14—15).
Если мы вдумаемся, то поймем, что есть нечто общее, проходящее красной нитью по всем заповедям праздника. И это — отношение к ближнему, присоединение к общему. В трактате “Сукот” сказано: “Каждый житель в Исраэле должен жить в суке” (Ваикра, 23:42). Это учит, что весь Исраэль достоин жить в одной суке» (Трактат Сукот, 27). Тора заповедает: выйди из постоянного жилища, из твоей личной квартиры, во временную квартиру. И несколько человек объединяются в ней естественным образом, до тех пор, пока весь Исраэль не поселятся вместе в суке, сделанной из шкуры Левьятана. (Трактат Бава Батра, 75) Четыре вида растений, объединяемых вместе, символизируют все слои общества: от изучающих Тору и заповеди, полных вкуса и запаха, до речной ивы, вянущей так быстро. Но это — единый народ, со всеми его слоями, и без ивы не берут этрог. И заповедано нам расширять круг нашей радости, присоединяя к ней бедных и нищих. И вообще, как может человек радоваться один, без кого-либо.
Но что говорит все это, на что намекает. В Йом акипурим мы провели самоанализ, подвели баланс заповедей и грехов.
Заповедей исполнено много, как зернышек в гранате, а в грехах своих мы уже исповедались и раскаялись — будем надеяться, что принято наше ходатайство с желанием.
И Творец благословенный говорит нам: все правильно, но знайте одно: «Ибо человек не для самого себя сотворен, но чтобы быть полезным другим всем, чем может» (Предисловие к книге «Нефеш ахаим»). И этим мы проверяемся — выйдете ли вы из вашей теплой постоянной квартиры, сумеете ли объединить вместе весь народ в одну связку, умудритесь ли радоваться вместе и радовать тех, кто так нуждается в крупицах радости.
Не зря в этот праздник приносят семьдесят быков для мира семидесяти народов. «Быть полезным для других» в самом широком понятии.
Это — урок, и мы должны его исполнить. Выйти из «постоянной квартиры», из ракушки. Увидеть, кто нуждается, кому мы можем быть полезными. В первую очередь, в кругу своей семьи, а затем во все расширяющихся кругах. (Мааян амоед)
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский