Темы: Недельная глава, Ки таво, Оцарот
«Чтобы был ты народом святым Г-споду Б-гу твоему» (Ки таво,26:19)
В книге «Шаарей армон» (Ворота дворца) — книге притч к «грозным дням» — рассказывается история из жизни. Известный рав, один из глав поколения, искал совершенного жениха для своей единственной дочери. Он поехал в воложинскую ешиву и задал ее ученикам вопрос, трудный, как железо. Чтобы ответить на него, требовались обширные и глубокие знания, острый ум и гениальность. Ешива бурлила, как кипящий котел. Ученики предлагали разные ответы, но, в конце концов, не нашлось ни одного ученика, кому было бы под силу разгадать запутанный вопрос. Поэтому распорядился гаон запрячь лошадей, чтобы выехать в другую ешиву. Извозчик хлестнул лошадей, и повозка двинулась в путь. Вдруг послышался задыхающийся голос: «Постойте, постойте!»
Сказал гаон: «Верно, еще кто-то хочет попробовать свои силы».
Он велел извозчику остановиться, а тем временем бежавший ученик споткнулся о камень и упал на землю лицом вниз. Поспешил гаон поднять его и сказал: «Ну, я слушаю!»
Сказал юноша: «Нет! Это я пришел слушать! Рав задал серьезный вопрос, и мы приложили все силы, но не смогли ответить. Как же он оставит нас блуждать в потемках и уедет, не раскрыв правильный ответ?» Дал рав юноше ответ, и просияло лицо ученика. Он взволнованно поблагодарил рава, а гаон положил руку на его плечо и сказал: «Пойдем в ешиву».
Понял юноша, что гаон хочет сказать свой ответ всем. Когда в ешиве увидели, что гаон возвратился, собрались ученики вокруг него. А он сказал: «Я пришел, чтобы представить вам своего зятя». И поцеловал изумленного юношу.
Удивились все: «Разве он дал верный ответ?»
Сказал гаон: «Нет».
Спросили рава: «Чем же он лучше нас?»
Ответил рав: «Пылает в нем желание».
Сказали ему: «Желание пылает во всех нас, каждый из нас пытался ответить на трудный вопрос».
Ответил гаон: «Это правда, и все-таки есть пропасть между желаниями. Вы хотели моего почета, моей родословной, моего богатства, а он хотел знать ответ из любви к Торе, горящей в нем. Такого жениха я ищу!»
История из жизни, приведенная здесь, как притча.
А мораль: через две недели мы предстанем перед судом, через две недели откроют Книги живых и мертвых, через две недели мы пройдем перед Святым, благословен Он Предстанем перед ним по одному. Каждый со своим узлом, своей сумой. Как мы говорим в молитвах о прощении: «Как бедные, как нищие стучимся мы в Твои двери… Нечего нам сказать, и не можем мы поднять головы». Как тот юноша, у которого не было ответа… И, несмотря на это, мы просим доброго года, просим записать нас в Книгу доброй жизни, в Книгу пропитания и хорошего заработка, просим, чтобы год был, как «яблоко в меду».
Что-то здесь не так.
На что это похоже? На юношу, пришедшего в магазин дорогих ювелирных украшений и заявившего: «В моем кармане нет ни гроша, но я хочу самую дорогую коллекцию!» Ведь он сам себя подставит под насмешки и осмеяние.
Но, несмотря на это, факт на лицо: тот юноша не знал ответа, и все-таки был выбран в женихи! Почему? Ибо главным для него было знание Торы.
И когда мы попросим жизни, удовлетворения и мира, спросят нас, за какую заслугу, почему это полагается нам? Но мы просим: Отец наш на Небесах, исполни просьбы нашего сердца для добра, для служения Тебе», «запиши нас в Книгу жизни ради Себя, Б-г Живой и Вечный», «Дай по просьбе нашей нам и нашим домочадцам жизнь добрую и долгую, в почете и покое, в здравии и Торе Твоей», и если это — главное, получают все! И говорит пасук из нашей главы: «Чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал, для восхваления, для славы и для великолепия — и чтобы был ты народом святым Г-споду Б-гу твоему, как Он сказал». Это — главное, и это — цель. Хорошо быть высшим, чудесно существовать для восхваления и великолепия. Но это не цель, это — средство. А главное, чтобы жизнь наполнялась возвышенным духовным содержанием. И обещано нам, что просьбы о духовных вещах не останутся без ответа. (Мааян ашавуа)
Изобилие побежит за нами
«И сбудутся на тебе все благословения эти, и настигнут тебя» (Ки таво, 28:2)
Рассказывают о раби из Ропшица, благословенна память праведника, что как-то увидел он бегущего человека, озабоченного и испуганного. Подозвал он его. Прекратил человек свой бег и нехотя подошел.
Спросил раби: «Скажи мне, пожалуйста, куда ты бежишь?»
Ответил человек: «Раби, я бегу за заработком».
Сказал ему раби: «Кто сказал тебе, что заработок в той стороне, и ты приближаешься к нему. Может быть, он в другой стороне, и ты убегаешь от него?»…
В самом деле, спросите любого взрослого человека, имеющего жизненный опыт, и он расскажет вам, как основательные планы обманули его, и как пришло спасение с неожиданной стороны. Есть только один путь, верно приносящий заработок: «И будет, если вы будете слушать голоса Г-спода Б-га вашего соблюдать и исполнять все Его заповеди… и сбудутся на тебе все благословения эти, и настигнут тебя»…
Поэтому, как глупы люди, не разрешающие себе душевного отдыха на уроках Торы, говоря, что они обязаны зарабатывать или отдохнуть перед завтрашним трудовым днем. Наоборот, в этот час изучения Торы каждое слово — заповедь, не имеющая подобия и обещающая заработок. И обещающая, что во всякое место, куда ты обратишься, и во всем, чем ты будешь заниматься, благословение настигнет тебя! Умножим изучение Торы и в заслугу этого умножим богатство и почет.
Гаон раби Йосеф Машаш, благословенна память праведника, из Тальмесан, нашел во введении к книге «Зер заав» (Золотой венец) историю из жизни.
Яаков Изреель был одним из торговцев тканями на рынке Дамаска. Все торговцы тканями и нитями были евреями, но Яаков Изреель был единственным из всех, кто в начале дня установил время для изучения Торы, и не открывал свой магазин, пока не заканчивал учебу. Иногда рано, а иногда в полдень.
Однажды в полдень, когда он пришел в магазин, рассказали ему, что на рынок привезли отборные ткани из заморских стран и все торговцы набросились на первосортный и дешевый товар и раскупили его. Он опоздал и упустил его. Ответил он: «Все к лучшему. То, что мне полагается, придет ко мне, и все, что Святой, благословен Он, делает, все к лучшему».
Сказали ему: «Тебе — цитаты, а нам — товар».
Через десять дней на рынок тканей ворвалась полиция.
Выяснилось, что первосортный товар был перевезен без уплаты должного налога. Почему купили его, видя, что на нем нет государственной печати. Товар был конфискован, а на торговцев наложили огромный штраф. Только в магазине Яакова Изреель не нашли незаконного товара, и он не понес никакого ущерба.
Сказал он торговцам: «Мне цитаты — а где ваш товар?»
Как-то весь рынок был завален тканями, и цены снизились во много раз. Однажды туда прибыли иностранные торговцы и раскупили все ткани по дешевой цене. Магазин Яакова Изрель был закрыт. Когда он пришел из дома учения, сказали ему, что он упустил покупателей, опустошивших полки конкурентов.
Ответил он: «И это к лучшему».
И действительно, когда уменьшилось количество товара, цены поднялись, а через несколько дней он продал весь товар по высокой цене.
Сказали конкуренты: «Да, это награда за изучение Торы в этом мире. А в будущем мире неизвестно, еще сколько».
А однажды приехали торговцы и купили товар по высокой цене за наличные, а магазин Яакова был закрыт. Он учил Тору. Когда рассказали ему об этом, сказал он, как обычно: «Все, что ни делает Милосердный, к лучшему».
Через несколько дней один из торговцев пришел к ювелиру, чтобы сделал ему из серебряных монет серебряные гранаты для Свитка Торы, и тот обнаружил, что монеты сделаны из меди, покрытой серебром. Задрожал торговец и начал проверять другие монеты. Все они, и золотые и серебряные, оказались фальшивыми. Рассказал он об этом своему товарищу, и выяснилось, что все стали жертвами мошенничества. Заявили они об этом в полицию, которая так и не сумела напасть на след шайки. Тем временем, на рынке создался дефицит тканей, так как мошенники опустошили магазины, и Яаков дорого продал свой товар.
Сказал он другим торговцам: «Ведь три раза — это уже обычное явление. Как ваши глаза не видят все убытки, которые вы несете из-за того, что весь ваш интерес в торговле, и вы не выделяете время для изучения Торы, а тот, кто учит ее, удостаивается всех благословений!» Приняли они сердцем эти слова и тоже установили время для Торы. (Авотейну сипру лану, Нахлат авот)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его