«И убоишься Вс-вышнего, я Ашем» (Ваикра 19, 14).
Как гром среди ясного неба прогремела над Бней-Браком горькая новость: скончался рав Авраам Ишаяу Карелиц — Хазон Иш.
Вся страна была охвачена горем. Харедим остро чувствовали, что ушел великий мудрец, опора поколения. Газеты печатали новость на первых страницах, поэтому даже люди, далекие от соблюдения заповедей, знали, что рав Карелиц, что из Косова, скончался.
Прямо с утра в Бней-Брак начали собираться люди со всех концов страны, чтобы успеть проводить великого рава в последний путь.
В ранний утренний час кто-то постучал в дверь дома, где жил раби Йеошуа Зелиг Дискин, рав Пардес-Ханы. Когда рав открыл дверь, то увидел на пороге человека, который выглядел, во-первых, совершенно светским, а во-вторых, очень взволнованным. Этот человек рассказал раву, что сейчас прочел в газете о кончине рава Карелица и что рав должен ему 200 рублей. Он взял их в долг, еще когда жил в Косово. «Я не знал, что рав приехал в Израиль, — добавил человек. — А то бы давно уж востребовал этот долг. А теперь, когда рав умер, я прошу вас помочь мне получить назад эти деньги».
Рав Дискин знал, как серьезно Хазон Иш следил за тем, чтобы вовремя отдавать долги, даже самые незначительные. Он немедленно позвонил мужу сестры Хазон Иша — раву Шмуэлю Грейнеману. Тело праведника еще не вынесли из его дома, и тысячи людей стояли во дворе и прилегающих улицах, желая сопровождать траурную процессию. Как только рав Дискин начал рассказывать о случившемся, рав Грейнеман перебил его: «Знаю, знаю об этом долге. В тот день, когда Хазон Иш приехал в Израиль, велел своим домашним сберечь мешочек с 200 рублями. Он сказал, что эти деньги он должен одному торговцу из Косово, который не забрал деньги вовремя, а потом совсем пропал. Хазон Иш пытался найти его разными путями, но не преуспел. Поэтому отложил этот мешочек, чтобы вернуть деньги при первой же возможности…».
Сказано в Святой Торе: «…Желание боящихся Его — выполнит!». Еще до того, как Хазон Иш в последний раз покинул свой дом, все его долги были оплачены…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.