Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Р. Моше Пантелят о Хазон Ише — раве Карелице

р. Авраам-Йешаяу Карелиц

Хазон Иш (р. Авраам-Йешаяу Карелиц) — величайший мудрец Торы и авторитет в области алахи (еврейского закона) последних поколений.

Он родился в 1879 г . в городе Косово Гродненской губернии в семье раввина этого города Шмарьяу-Йозеф Карелица. В числе его предков были Баал а-Маор (ХII век), Маараль из Праги (XVI век), и раввин Арье Лейб Эпштейн, Баал а-Пардес (XVIII век).

Хазон Иш не занимал каких-либо официальных должностей. С 1929 года он жил в Вильно (Вильнюс). Со временем о нем узнали как о выдающемся мудреце Торы, и он пользовался большим уважением за свой скромный и праведный образ жизни.

Последние 20 лет своей жизни Хазон Иш провел в Святой Земле, став лидером еврейства Торы и принимая деятельное участие в жизни страны.

Многим известна легендарная, вошедшая в историю его беседа с тогдашним премьер-министром Давидом Бен-Гурионом, который специально приехал к нему в Бней Брак. Между ними завязалась дискуссия о том, в каких формах возможно сосуществование в молодой еврейской стране традиционных и отошедших от традиции евреев. Хазон Иш привел своему собеседнику известный сюжет из Талмуда: когда на узкой тропе встречаются две повозки, одна пустая, а другая — груженая, то порожняя должна уступить место груженой. Точно так же, сказал он Бен-Гуриону, новое еврейское государство должно считаться с богатейшей древней традицией. «Наш корабль везет груз трех тысяч лет истории, наследия и традиции. А ваш — пуст…»

Хазон Иш был «отцом» мира ешив, и вклад его в восстановление изучения Торы на Святой Земле неоценим. Также неоценим его вклад в решение алахических проблем, важных для соблюдения заповедей Торы, связанных с землей Израиля. Он оставил нам много великих учеников и главный свой труд — книгу «Хазон Иш» (по имени которой стали называть и ее автора), открывающую для нас глубины понимания Торы почти во всех ее разделах.

Хазон Иш внес немалый вклад в решение алахических проблем, связанных с сельским хозяйством. В частности, он разработал доильные аппараты, которые могут использоваться в субботу, а также позволил применять гидропонику в шмиту — субботний год. Умер он в 5713 (1953) г.


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.