Темы: Недельная глава, Ки тиса, Оцарот
Детский сад во имя Небес
«…и сделаю тебя народом великим» (Шмот 32, 10).
Есть евреи, «стоимость» которых — как «стоимость» одного человека. А есть люди, чья «стоимость» — как десятков, сотен, тысяч людей и даже выше. Всё зависит от того, как человек влияет на своё окружение — ближнее и дальнее. Если человек удостоился приблизить своих братьев к Торе и мицвот и благодаря ему другие люди увидели в еврействе свет, — в его «цену» включается и «цена» тех, кому он помог подняться.
Примером этому может служить история, которая случилась в одном из престижных районов Рамат-Гана. Там проживает очень мало религиозных семей, поэтому никогда не было религиозного детского сада.
Ребёнку из одной религиозной семьи, жившей в этом районе, пришло время идти в детский сад. Его мама пришла в мэрию и попросила записать сына в религиозный садик. Когда её спросили, где она живёт, и она назвала свой район, ей сообщили, что она там — единственная мать, заинтересованная в религиозном садике. «Вы же сами понимаете, что невозможно открыть сад ради одного ребёнка».
Ещё ей сказали: чтобы открыть религиозный сад, надо, чтобы записалось не менее двадцати детей.
На следующий день мама с сыном вышли погулять в сад в своём районе. Там ведь много садов, в Рамат-Гане (Рамат-Ган переводится как «садовый холм»)…
Наигравшись, ребёнок попросил у матери конфету. Мать протянула ему конфету и произнесла вместе с ним благословение «…по слову Которого создано всё». Затем сын снова побежал играть…
Но вот что тут произошло.
Рядом на скамейке сидела ещё одна мама, тоже с маленьким сыном. Она увидела, что мальчик в кипе не сунул сладость в рот сразу, а сначала сказал браху. Ей это понравилось.
Настолько, что она подошла к религиозной маме и выразила ей свой энтузиазм: какой ваш ребёнок воспитанный! Ведь он не сунул конфету немедленно в рот, а удержался, сначала произнёс благословение. «Может быть, скажете, что надо делать, чтобы и мой вёл себя так?»
Религиозная мама воспользовалась случаем и, рассказав кратко, какие благословения произносят на пищу, спросила другую маму: не хотела бы та записать ребёнка в религиозный детский сад?
К её удивлению, та согласилась.
На следующий день религиозная мама снова вышла с сыном в парк, его цицит развевались по ветру. Напротив сидела другая мама, на которую также произвело впечатление поведение религиозного мальчика, и она поинтересовалась, «что это за ниточки свисают из его одежды».
Услышав ответ, она, как и вчерашняя мама, заинтересовалась и спросила, нельзя ли приобрести цицит и для её сына.
Она также выразила готовность записать ребёнка в религиозный детский сад…
Трудно поверить в то, что происходило в ближайшие две недели. Слухи о новом садике распространились, одна мама сообщала другой, соседка приводила ещё соседку, и все заговорили о том, что стоит отдавать детей в религиозный детский сад, т.к. там хорошо воспитывают.
За две недели в религиозный детский сад было записано двадцать два ребёнка!
Большинство мам, просивших открыть религиозный детский сад, сами мицвот не соблюдали, но положительный пример и хорошая репутация религиозного воспитания сделали своё дело.
Это, конечно же, редкий случай, и понятно, что эта религиозная мама, чьё намерение было «во имя Небес», удостоилась помощи свыше — ей удалось достичь желаемого за такое короткое время и таким удивительным путём.
Теперь «подсчитаем», сколько «стоит» такая мама? Ведь дети, которые поступят в религиозный сад, научатся соблюдать мицвот, и всё доброе, что совершат они и их потомки, будет «вложено на счёт» этой женщины (Бархи Нафши).
«Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно…»
«Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы…»
Что подтолкнуло «многочисленную толпу иноплеменников» (эрев рав), вышедших с евреями из Египта, сделать тельца? Почему сотни тысяч сынов Израиля проявили слабость и не помешали им? Из-за чего были разбиты скрижали, отняты духовные «украшения», что привело Всевышнего в такой гнев, что Он готов был уничтожить евреев? Почему случились все эти несчастья?
«Любое бедствие, которое приходит в мир, содержит в себе часть наказания за грех создания золотого тельца, как сказано: “…и в день взыскания взыщу с них за грех их” (Шмот 32, 34)»
Мы задаём эти вопросы не только для того, чтобы понять, что было там и тогда, но и для того, чтобы знать, как вести себя здесь и сейчас. Потому что слово Тора — одного корня со словом ораа — «преподавание», «предписание». Это книга «инструкций», уроки, которые она нам даёт, вечны и актуальны для каждого человека в каждом поколении.
Что побудило создать золотого тельца? Ясно сказано в Торе: «Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы…». Объясняет Раши: «Перед тем, как подняться на гору, сказал им Моше, что по окончании сорока дней он придёт в течение шести часов. Они полагали, что тот день, когда Моше поднялся, входит в число этих сорока. А Моше имел в виду полные дни (сутки), сорок дней и сорок ночей. А тот день, когда он поднялся, не был полным — без ночи, поэтому не входил в число сорока дней».
Ошибка в вычислениях. Результат ошибочного предположения.
И глубже: эта ошибка была «обоснованной», предположение не было беспочвенным.
Гаон рабби Пинхас, автор Афлаа предложил такое объяснение: до дарования Торы день считался началом суток («ночь шла за днём»), как сказано: «…и день и ночь не прекратятся» (Бэрейшит 8, 22) — сначала день, затем ночь. Так было до тех пор, пока не сказал Всевышний Моше: «От вечера до вечера отдыхайте в день отдыха вашего» (Ваикра 23, 32). С тех пор сутки для нас начинаются с наступлением ночи.
Таким образом, все привыкли начинать отсчёт новых суток с наступлением утра. А Моше всегда поднимался на гору с рассветом (Раши к стиху 19, 3). Поэтому все поняли, как им было привычно, что тот день, когда Моше поднялся на гору, относится к числу этих сорока дней: ведь он ушёл в начале суток «по старому стилю». Они не поняли, что Тора уже дана и что сутки отсчитываются по-другому, с наступления вечера, и день, когда Моше ушёл, — неполный и поэтому не входит в число сорока дней. И когда закончились сорок дней по их расчётам — удивились, растерялись и испугались. И создали золотого тельца…
А когда спустился Моше и разъяснил им их ошибку, было уже слишком поздно: скрижали уже были разбиты, «украшения» сорваны, приговор вынесен и вернулись: Ангел смерти, дурное стремление и порабощение евреев чужими царствами.
Чему это может научить?
Иногда у человека есть «провокационный вопрос» к Торе, к Закону. Его что-то удивляет, он растерян. Иногда он уверен, что его вопрос правомерен, его аргумент — решающий. Ему кажется, что можно без страха действовать в соответствии с собственным мнением. И тогда его призывают: подожди, остановись, не совершай действия! Ты не всё знаешь, не всё понимаешь! Рамбам не был глупее тебя, и рав Саадья Гаон, и рабби Шимон бар-Йохай, и рабби Акива, и Ирмиягу, и Йешаягу, и пророк Элиягу, и Моше-рабейну. Они знали всё, в том числе — твой «провокационный вопрос» и ответ на него. Они верили, и соблюдали заповеди, и удостоились руах а-кодэш и пророчества в соответствии со своими заслугами и заслугами поколения. Наберись терпения. Если узнаешь ответ в этом мире — чего лучше. А если нет — узнаешь его в том мире…
Автор Бен Иш Хай рассказывает (Хасдэй Авот 5, 22) историю о рабейну Хаиме Витале. Около четырёхсот лет назад рабби Хаим написал, что воздух имеет вес — основываясь на стихе из книги Иова: «Ветру дал Он вес…» (28, 25). Учёные-неевреи насмехались над ним, говорили: «Но это же нелогично! Ведь пространство полно воздухом, и, если бы у него был вес, мы сгибались бы под его тяжестью!». Ничего не скажешь — логично и убедительно. Что же отвечали на это ученики рабейну Хаима Виталя? — «Аргумент серьёзный, и у нас нет на него ответа. Однако стих в книге Иова написан, и он — истина».
Мы можем предположить, какова была реакция на такой ответ.
Сменилось много поколений, и наука установила, что воздух обладает весом. Да ещё, вдобавок, тёплый воздух легче холодного, и водород легче кислорода. Так были изобретены воздушный шар и цеппелин.
А как же грозный аргумент? Ага, теперь учёные продвинулись и сами насмехаются над теми, кто его приводит: что за утверждение! Ведь все знают, что у воды есть вес, но это не мешает рыбам, которые приспособились его выносить… Как просто! Так растаял «серьёзный аргумент» и была подтверждена истина из стиха книги Иов.
И это учит нас: знать, что слова Моше — истина, и Тора — истина, и на каждый вопрос есть ответ, и нам следует идти прямым путём, не доверяя слепо «серьёзным аргументам» — «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно…» (Мишлей 10, 9). «Счастливы те, чей путь непорочен, следующие Торе Господа» (Тэилим 119, 1) (Мааян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его