Темы: Пинхас, Оцарот, Еврейская молитва, Чтение для детей, Рассказы
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Исраэля…» (Бемидбар 25:11).
Святой автор книги «Ор а-Хаим»[i] спрашивает: почему здесь упоминается родословная Пинхаса — чей он сын и внук? И отвечает: «Возможно, это — чтобы его предков вспоминали добром».
Удивительные слова: если человек выполнил заповедь, то и его предков вспоминают добром! В Гмаре сказано: «Когда человек идет добрым путем, люди говорят: счастлив отец, что обучил его Торе!» (Йома 86а). Но известно: не только люди так говорят, но и на Небесах вспоминают его предков добром, и не только отца, но и деда.
Наш современник, знаменитый лектор, гаон раби Яаков Шаиш услышал поразительную историю. Тот, с кем она произошла, разрешил ему даже называть свое имя — Ариав Браун. Этот еврей жил в Раанане, был состоятельным бизнесменом, Тору и заповеди не соблюдал.
В 2006 году Ариав поехал в Пекин, чтобы наладить оптовые поставки товаров в Израиль. Он рассказывает:
Нас было двое партнеров: я — нерелигиозный еврей, далекий от Торы, а со мной — реб Моше Сегаль, сын известного машгиаха (инспектора-наставника в ешиве)[ii] раби Дана Сегаля. В первый день в Китае у нас должна была состояться встреча.
Реб Моше позвонил мне и спросил:
— Ариав, когда ты едешь?
Я сказал, что в субботу.
— А ты когда? — спросил я.
— Полечу в четверг, — был ответ.
Он помолчал секунду, а потом предложил:
— Слушай, ты окажешься там в воскресенье, а я — в четверг. Что мне делать там среди миллиарда китайцев? Ты же не оставишь меня там с ними одного…
— Постараюсь перенести рейс на четверг, — согласился я.
Позвонил в авиакомпанию и перенес. Мы прибыли в роскошный отель — здание в 17 этажей. Реб Моше говорит:
— Ариав, у меня к тебе просьба. Ты ведь обычно нарушаешь субботу. Как тебе идея раз в жизни попробовать ее соблюсти? Тебе ведь здесь всё равно нечего делать в субботу, китайского ты не знаешь. Останься со мной, проведи субботу — как «ортодокс», побудь «ортодоксом» один раз!
— Но что это значит? — спросил я.
— Пойдем — помолимся у хабадников в синагоге, потом поучишь со мной лист Гмары, споем субботние песни… побудешь «ортодоксом» один день.
— Отлично, — сказал я. — Сделаем по-твоему. Если тебе это по душе, я не против.
Проблема заключалась в том, что ресторан располагался на семнадцатом этаже. Подниматься на семнадцатый этаж и спускаться оттуда пешком было тяжело. Я знал, что раби Моше Сегаль не станет просить меня туда лезть. Внизу было роскошное лобби, и он предложил провести трапезу там.
Мы накрыли стол и уселись за трапезу. Внезапно пришел директор отеля. Он был уверен: раз мы едим в лобби, значит, кондиционер не работает или в ресторане недостаточно чисто. Иначе с чего бы нам усаживаться здесь?
Мы объяснили ему:
— Всё отлично, просто мы евреи и соблюдаем субботу. Нам нельзя пользоваться лифтом, поэтому едим здесь.
Управляющий удивленно на нас посмотрел и спросил:
— Вы евреи? В Китае с трудом можно найти еврея. Я читал, что вы мудрый народ, милосердный. Вы — дети Всевышнего, можно сказать, принцы. Так написано в Танахе.
Я был поражен. Подумал про себя: надо же было прилететь из Раананы в Китай, чтобы услышать, какой я важный, мудрый и милосердный… В тот момент я почувствовал то, чего не чувствовал никогда, а ведь я многое в жизни испытал. (На исходе субботы я позвонил жене и сказал, что никогда еще у меня не было такого чудесного ощущения).
Директор отеля подал знак, и к нам сразу же подошли восемь крепких китайцев. Каждый взялся за одну ножку стула, и вместе они подняли нас на семнадцатый этаж. Я почувствовал себя буквально царем. Через несколько минут мы были в ресторане, где нам подали фаршированную рыбу.
Я словно получил подарок от Б-га. Попробовал соблюсти всего одну субботу, а Всевышний словно погрузил меня в родник очищения.
Рассказал об этом жене, а она говорит:
— Ариав, только лошадь идет назад. Следующую субботу мы с детьми тоже будем соблюдать!
Светские евреи, соблюдающие субботу…
Приземлившись в аэропорту Бен-Гурион в Израиле, я сразу поехал вместе с р. Моше к его отцу, машгиаху раби Дану Сегалю. Тот сказал мне:
— Ариав, послушай, стол ведь не стоит на двух ножках, он же так перевернется. Ты сказал, что следующую субботу будешь соблюдать с женой и детьми. Сказал, что каждое утро накладываешь тфилин (филактерии). Я прошу тебя: соблюдай также семейную чистоту, пусть это будет «третьей ножкой».
Четвертой стало моё согласие пойти к Адмору[iii] из Кливленда, жившему в Раанане, к которому он меня послал.
Едва увидев Адмора, я почувствовал сильную связь с ним. И стал его учеником, а жена стала ходить на уроки рабанит (супруги Адмора), и мы сильно укрепились в вере. Сегодня я поддерживаю ешиву в Бней-Браке, которая находится на улице Йарден. Это ешива для так называемой «отпавшей» молодежи.
А кроме того финансирую строительство синагоги в иерусалимском районе Рамот, которая названа в честь Адмора из Кливленда.
Живу теперь в иерусалимском районе Рехавия на 32-ом этаже. Две недели назад лифт не работал, и я стал искать китайцев, которые подняли бы меня наверх. Но их там не было… Пришлось подниматься и спускаться пешком. И тогда я буквально ощутил, что «тому, кто пришел очиститься, помогают с Небес». (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Хаим бар-Моше Ибн-Атар (Ор а-Хаим; Ор а-Хаим а-Кадош, 5456-5503 / 1696-1743, Марокко, Италия, Эрец-Исраэль) — великий каббалист и комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения. Его книга «Ор а-Хаим» («Свет жизни») — глубочайший комментарий на Пятикнижие, содержащий множество каббалистических откровений.
[ii] Раби Дан Сегал (род. в 5698 / 1938 году, Эрец-Исраэль — Израиль, также США) — выдающийся представитель этического учения Мусар, педагог.
[iii] Хасидский наставник.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский