Темы: Пинхас, Оцарот, Еврейская молитва, Чтение для детей, Рассказы
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Исраэля…» (Бемидбар 25:11).
Святой автор книги «Ор а-Хаим»[i] спрашивает: почему здесь упоминается родословная Пинхаса — чей он сын и внук? И отвечает: «Возможно, это — чтобы его предков вспоминали добром».
Удивительные слова: если человек выполнил заповедь, то и его предков вспоминают добром! В Гмаре сказано: «Когда человек идет добрым путем, люди говорят: счастлив отец, что обучил его Торе!» (Йома 86а). Но известно: не только люди так говорят, но и на Небесах вспоминают его предков добром, и не только отца, но и деда.
Наш современник, знаменитый лектор, гаон раби Яаков Шаиш услышал поразительную историю. Тот, с кем она произошла, разрешил ему даже называть свое имя — Ариав Браун. Этот еврей жил в Раанане, был состоятельным бизнесменом, Тору и заповеди не соблюдал.
В 2006 году Ариав поехал в Пекин, чтобы наладить оптовые поставки товаров в Израиль. Он рассказывает:
Нас было двое партнеров: я — нерелигиозный еврей, далекий от Торы, а со мной — реб Моше Сегаль, сын известного машгиаха (инспектора-наставника в ешиве)[ii] раби Дана Сегаля. В первый день в Китае у нас должна была состояться встреча.
Реб Моше позвонил мне и спросил:
— Ариав, когда ты едешь?
Я сказал, что в субботу.
— А ты когда? — спросил я.
— Полечу в четверг, — был ответ.
Он помолчал секунду, а потом предложил:
— Слушай, ты окажешься там в воскресенье, а я — в четверг. Что мне делать там среди миллиарда китайцев? Ты же не оставишь меня там с ними одного…
— Постараюсь перенести рейс на четверг, — согласился я.
Позвонил в авиакомпанию и перенес. Мы прибыли в роскошный отель — здание в 17 этажей. Реб Моше говорит:
— Ариав, у меня к тебе просьба. Ты ведь обычно нарушаешь субботу. Как тебе идея раз в жизни попробовать ее соблюсти? Тебе ведь здесь всё равно нечего делать в субботу, китайского ты не знаешь. Останься со мной, проведи субботу — как «ортодокс», побудь «ортодоксом» один раз!
— Но что это значит? — спросил я.
— Пойдем — помолимся у хабадников в синагоге, потом поучишь со мной лист Гмары, споем субботние песни… побудешь «ортодоксом» один день.
— Отлично, — сказал я. — Сделаем по-твоему. Если тебе это по душе, я не против.
Проблема заключалась в том, что ресторан располагался на семнадцатом этаже. Подниматься на семнадцатый этаж и спускаться оттуда пешком было тяжело. Я знал, что раби Моше Сегаль не станет просить меня туда лезть. Внизу было роскошное лобби, и он предложил провести трапезу там.
Мы накрыли стол и уселись за трапезу. Внезапно пришел директор отеля. Он был уверен: раз мы едим в лобби, значит, кондиционер не работает или в ресторане недостаточно чисто. Иначе с чего бы нам усаживаться здесь?
Мы объяснили ему:
— Всё отлично, просто мы евреи и соблюдаем субботу. Нам нельзя пользоваться лифтом, поэтому едим здесь.
Управляющий удивленно на нас посмотрел и спросил:
— Вы евреи? В Китае с трудом можно найти еврея. Я читал, что вы мудрый народ, милосердный. Вы — дети Всевышнего, можно сказать, принцы. Так написано в Танахе.
Я был поражен. Подумал про себя: надо же было прилететь из Раананы в Китай, чтобы услышать, какой я важный, мудрый и милосердный… В тот момент я почувствовал то, чего не чувствовал никогда, а ведь я многое в жизни испытал. (На исходе субботы я позвонил жене и сказал, что никогда еще у меня не было такого чудесного ощущения).
Директор отеля подал знак, и к нам сразу же подошли восемь крепких китайцев. Каждый взялся за одну ножку стула, и вместе они подняли нас на семнадцатый этаж. Я почувствовал себя буквально царем. Через несколько минут мы были в ресторане, где нам подали фаршированную рыбу.
Я словно получил подарок от Б-га. Попробовал соблюсти всего одну субботу, а Всевышний словно погрузил меня в родник очищения.
Рассказал об этом жене, а она говорит:
— Ариав, только лошадь идет назад. Следующую субботу мы с детьми тоже будем соблюдать!
Светские евреи, соблюдающие субботу…
Приземлившись в аэропорту Бен-Гурион в Израиле, я сразу поехал вместе с р. Моше к его отцу, машгиаху раби Дану Сегалю. Тот сказал мне:
— Ариав, послушай, стол ведь не стоит на двух ножках, он же так перевернется. Ты сказал, что следующую субботу будешь соблюдать с женой и детьми. Сказал, что каждое утро накладываешь тфилин (филактерии). Я прошу тебя: соблюдай также семейную чистоту, пусть это будет «третьей ножкой».
Четвертой стало моё согласие пойти к Адмору[iii] из Кливленда, жившему в Раанане, к которому он меня послал.
Едва увидев Адмора, я почувствовал сильную связь с ним. И стал его учеником, а жена стала ходить на уроки рабанит (супруги Адмора), и мы сильно укрепились в вере. Сегодня я поддерживаю ешиву в Бней-Браке, которая находится на улице Йарден. Это ешива для так называемой «отпавшей» молодежи.
А кроме того финансирую строительство синагоги в иерусалимском районе Рамот, которая названа в честь Адмора из Кливленда.
Живу теперь в иерусалимском районе Рехавия на 32-ом этаже. Две недели назад лифт не работал, и я стал искать китайцев, которые подняли бы меня наверх. Но их там не было… Пришлось подниматься и спускаться пешком. И тогда я буквально ощутил, что «тому, кто пришел очиститься, помогают с Небес». (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Хаим бар-Моше Ибн-Атар (Ор а-Хаим; Ор а-Хаим а-Кадош, 5456-5503 / 1696-1743, Марокко, Италия, Эрец-Исраэль) — великий каббалист и комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения. Его книга «Ор а-Хаим» («Свет жизни») — глубочайший комментарий на Пятикнижие, содержащий множество каббалистических откровений.
[ii] Раби Дан Сегал (род. в 5698 / 1938 году, Эрец-Исраэль — Израиль, также США) — выдающийся представитель этического учения Мусар, педагог.
[iii] Хасидский наставник.
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы