Темы: Микец, Милосердие, Оцарот, Суд, Рассказы
«И говорили они друг другу: точно мы виноваты из-за брата нашего; потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но мы не послушали; за то и нашло на нас горе это» (Берешит 42:21).
Здесь может возникнуть вопрос: почему именно сейчас братья начали сожалеть и признали свою вину за то, что продали Йосефа в рабство? Ведь известно, что изначально, когда Йосеф пришел к ним, они устроили над ним суд по Торе, согласно Закону, а затем проголосовали и постановили, что их брат заслужил смерть.
Быть может, теперь они поразмыслили над тем случаем снова и пришли к выводу, что приговор был ошибочным? В таком случае это никак не может быть связано с «мольбами» Йосефа. Братья должны были сказать: «Мы виноваты, поскольку вынесли ошибочный приговор».
Ответ на этот вопрос нам поможет найти следующая история.
Однажды в субботу человек, который постоянно читал свиток Торы в синагоге (бааль-корэ), не пришел. Без предупреждения. Дело было в ешиве «Тиферет Йерушалаим», которой руководил гаон раби Моше Файнштейн[i].
Зима была холодной, улицы засыпаны снегом, и чтец, как потом выяснилось, сильно простуженный, по предписанию врача остался дома. Не видя другого выхода, габай[ii] обратился к одному из учеников ешивы и просил его заменить в этот раз постоянного чтеца.
Поскольку лучшего варианта не было, парень согласился, хотя и не имел возможности как следует подготовиться к чтению недельной главы. И действительно, недостаточная подготовка давала о себе знать снова и снова: новый чтец неоднократно ошибался, а община спешила ему на помощь, подсказывая правильный вариант.
Парень краснел до кончиков ушей, но исправлял всё, что требовало исправления, как положено, и продолжал читать.
Всё это время гаон раби Моше стоял напротив бимы[iii], внимательно и с полным сосредоточением слушая чтение Торы. Он тоже замечал ошибки чтеца, но не спешил присоединяться к хору исправляющих.
Лишь один-единственный раз, когда была допущена ошибка, хоть и незначительная сама по себе, но такая, что не позволяет продолжить чтение, и никто из присутствующих ее не заметил, — раби Моше был вынужден указать на нее. Ученик поспешил исправиться и продолжил читать.
Когда молитва была закончена, ешиботники подошли к тому месту, где обычно сидел учитель, чтобы пожелать ему доброй субботы, как они делали каждую неделю. Но, к их удивлению, на этот раз раби Моше на месте не оказалось.
Никто не заметил, когда именно он успел покинуть бейт-мидраш (дом учения), но факт оставался фактом: учителя не было на его обычном месте и в зале тоже.
Прошло немало долгих минут, пока он «нашелся». Один из юношей увидел раби Моше во дворе ешивы, в уголке — рядом с учеником, заменившим чтеца. Рав говорил ученику:
— Пожалуйста, прости меня! Ты меня прощаешь?
А парень не понимал, из-за чего удостоился такого внимания. Почему учитель позвал его после завершения молитвы во двор побеседовать наедине?
— Раби, за что мне вас прощать? — удивлялся парень.
Раби Моше объяснил ему:
— Я прошу простить меня за то, что указал тебе на ошибку перед всей общиной и тем смутил тебя прилюдно.
— Но, раби, ведь этого требует Галаха (еврейский Закон)! Согласно закону, нужно исправлять чтеца, который ошибся во время чтения. Все так поступают, и это совершенно естественно! — пробовал возражать парень.
Однако раввина это не убедило, и он продолжил:
— Ты прав, согласно Закону я должен тебя поправлять. И всё равно хочу попросить у тебя прощения. Хоть я и должен был сделать тебе замечание, мне следовало произнести его шепотом, так, чтобы никто этого не заметил. Если бы я в достаточной мере чувствовал твои переживания, я, несомненно, действовал бы иначе и поправил бы тебя другим способом.
Рав продолжал извиняться, пока парень не заявил однозначно, что прощает и извиняет учителя за любую крупицу обиды, которую тот мог ему нанести.
Только после этого раби Моше вернулся в бейт-мидраш к остальным ученикам, ожидавшим его, чтобы сказать «Гут Шабес».
Отсюда и ответ на наш вопрос. После встречи с Йосефом в Египте братья по-прежнему считали свой приговор правильным. Они всё еще были уверены, что приняли оправданное решение.
Поэтому они не сожалели и не раскаивались, что продали Йосефа в рабство. Ведь даже если дальнейшие события доказали, что Творец не желал его смерти, братья этого изначально знать не могли. А у судьи, как сказано, нет ничего, кроме того, что видят глаза его (Санхедрин 6 б).
Но братья думали, что, даже если на практике они действовали как подобает и в отношении самого судебного приговора к ним не может быть никаких претензий, с них всё еще могут взыскать за жестокость.
Ведь они находились на очень высоком духовном уровне. Поэтому им можно было бы вменить в вину то, что они не приложили достаточных усилий, чтобы прочувствовать страдание брата, который умолял их о пощаде.
После вынесения приговора у них не пробудилось милосердие, и неважно, что оно бы не привело к отмене приговора. Об этом братья и сожалели. (Лэламедха)
[i] Раби Моше бар-Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[ii] Сегодня габаями называют всех членов «совета» синагоги. Но, строго говоря, это название относится лишь к тем, кто собирает пожертвования на синагогу и на нужды общины.
[iii]Бима — возвышение в зале синагоги ближе к центру. На нем находится стол, куда кладут свитки Торы при чтении.
Вчера, отвечает Ципора Харитан
30 декабря 2024 года, отвечает Хана Лернер
29 декабря 2024 года, отвечает Ципора Харитан
В данном материале мы попытаемся осветить, что символизирует собой золотая Менора и в чем смысл зажигания Меноры в Храме.
Читать дальше
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Даниель Кляйн
Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.
Рав Нохум Офман
Думаю, что светильник — менора должен быть выше человеческого роста... Я прав?
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Реувен Куклин
Как достичь мира в доме?
Рав Меир Мучник
К чему — видеть во сне оливковое масло?
Рав Овадья Климовский
Что делать со своими дурными свойствами?
Рав Яков Шуб
Есть какие-то правила насчет ношения звезды Давида? Иудеи носят магендовид — как христиане крестик? Какой формы был щит царя Давида? Что на нем было изображено? Почему лучей именно шесть? Что еврею надо делать кроме ношения магендовида?
Рав Натан Агрес
Для чего существует этот мир?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»