Темы: Дурное начало, Ки теце, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены…» (Дварим 21:11).Гаон раби Йехезкель Абрамский, автор книги «Хазон Йехезкель»[i], был судьей раввинского суда в Лондоне.
Желая приблизить студентов-евреев к Традиции, он организовал для них уроки по Гмаре. Раввин учился с ними и объяснял им материал максимально широко и увлекательно. Они начинали видеть свет, скрытый в Торе, многие вернулись к Традиции — стали баалей-тшува («вернувшимися», «раскаявшимися»).
Как-то раз они изучали трактат Кидушин и дошли до раздела о пленнице, «красивой видом». По словам Гмары, «Сказала (это) Тора, лишь учитывая злое начало. Вместо того чтобы жениться на ней, нарушив запрет, пусть женится на ней с позволения (Торы)».
Студенты обрадовались этим словам, «как нашедшие великую добычу» (см. Тэилим 119:162), и тут же сказали раву Абрамскому:
—Уважаемый рав, вы видите, что Тора считается с нашим злым началом и, принимая во внимание его воздействие на нас, разрешает некоторые поступки! Одних злое начало подталкивает к запрещенной пище, других — к тому, чтобы ездить в субботу и т.д. Давайте же будем считаться с ним и разрешим всё это…
Раввин улыбнулся и ответил:
— Подумайте секунду, и вы поймете, что верно обратное. Святой, благословен Он, создал человека и создал его злое начало, установив для человека систему законов и требований: Тору и заповеди.
Затем Он сказал: среди всех шестисот тринадцати заповедей с их тысячами деталей есть одна-единственная, которую при определенных обстоятельствах разрешено нарушить, т.к. в этих обстоятельствах испытание может оказаться слишком тяжелым и злое начало одержит верх.
Знайте же, что в этом случае осуществление желания не будет вам запрещено, «сказала (это) Тора, лишь учитывая злое начало». Речь идет о красивой женщине, которую солдат видит во время военных действий.
Должно быть понятно, что о любом другом случае, где Тора не сделала исключения из правил, Всевышний знал: испытание не будет для человека непосильным. А значит, в остальных случаях мы обязаны преодолевать свое злое начало. (Эмуна Брура)
[i] Раби Йехезкель Абрамский (Хазон Йехезкель; 5646-5736 / 1886-1976, Литва, Белоруссия, Москва, Сибирь — лагерь, Англия, Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Его труд «Хазон Йехезкель» («Видение Йехезкеля») — фундаментальный комментарий на Тосефту. (О том, как первый том книги «Хазон Йехезкель» был доставлен в Вильно, можно прочесть здесь(.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?