Темы: Корах, Служение, Оцарот, Служба в Храме, Рассказы
«Вам даю Я в дар службу священства…» (Бемидбар 18:7).
Среди исполняющих заповеди мы встречаем два типа людей:
Одни радуются своей доле и благодарят от всего сердца: «Благословен Б-г наш, Который сотворил нас во славу Свою и отделил нас от заблуждающихся, и дал нам Тору истинную, и даровал нам жизнь вечную» (молитва «У-ва лэ-Цийон…»). Они ощущают счастье субботы, возвышенность молитвы, святость тфилин (филактерий), свет Торы.
Но есть и другие, «принужденные речением»[i] Создателя, для которых заповеди подобны тяжкому бремени. Они даже завидуют заблуждающимся, сбросившим с себя бремя Торы, тем, кто иногда уподобляется в своей «свободе» животным. Но это не путь… И не правильное восприятие.
Мы произносим благословение на выполнение заповедей: «Благословен Ты… Который освятил нас Своими заповедями». Слово «Который» (ашер, אשר) гаон раби Моше Файнштейн[ii] толкует как производное от слова «счастье» (ошер, אושר).
Когда евреи испугались наказаний за осквернение святости Мишкана[iii] и думали, что служить придется в страхе, Творец сказал: «Вам даю Я в дар службу священства…»
Служите не вынужденно, не в страхе и неволе, а с ощущением: какой драгоценный подарок мы получили! Такое служение — заслуга, с которой ничто не сравнится. Именно так и должен чувствовать еврей…
Следующую историю нам рассказал сам герой истории:
Мне было тогда пятнадцать лет. В субботу, во «время Благоволения» (время послеполуденной молитвы Минха) я пошел в синагогу, чтобы учиться там до исхода субботы, до вечерней молитвы. Войдя, увидел одного пожилого еврея, который сидел согнувшись и ждал начала Минхи. Мне стало жалко его, потому что он выглядел очень одиноким. Я подошел к нему и спросил:
— Раби, может быть, вы хотите почитать вместе что-то из Торы?
Старик ответил:
— Спасибо! Как тебя зовут?
Я назвал свое имя, и он сразу же начал рассказывать, что у него на сердце. Его жена умерла два месяца назад, и ему не удается справиться с тоской… Я понял, что Всевышний послал мне возможность исполнить важную заповедь — утешить пребывающего в горе еврея.
Я сел рядом и попытался как-то ободрить его. Сказал, что его супруге хорошо Там, но она расстраивается, что он тоскует, и молится за него. (Когда-то слышал, что так утешали скорбящих). Старик был очень тронут, даже заплакал… В конце разговора он сказал:
— Знай, что родители мои были тяжелыми людьми и я прожил трудную жизнь. И никогда не слышал таких ободряющих слов. Если бы я пришел в этот мир, только чтобы почувствовать радость, которую ты сейчас принес мне, и этого было бы достаточно.
Затем он добавил с мольбой:
— Пожалуйста, заглядывай ко мне каждый день, чтобы поддержать меня…
Я опасался тратить время, предназначенное для изучения Торы, поэтому решил спросить одного из великих мудрецов поколения, как тут быть. Рассказал ему о просьбе старика. Раввин ответил, что, поскольку это очень важная заповедь и исполнение на практике того, что по книгам мы изучаем в теории, мне действительно следует заходить к этому человеку ежедневно на полчаса, чтобы поддержать его.
Каждый день я просил помощи у Всевышнего, чтобы Он дал мне силы выполнить эту заповедь. И изучал по святым книгам, какие слова могут помочь этому пожилому еврею, а затем говорил их ему. Слава Б-гу, состояние старика сильно улучшилось. Несколько раз он уговаривал меня взять деньги, но я отказывался.
Когда мне исполнилось девятнадцать, я удостоился найти себе невесту. Когда рассказал об этом старику, он очень обрадовался и сказал, что хочет приехать на свадьбу, хотя она будет в другом городе. Мне удалось обеспечить ему машину. И действительно, когда настал день свадьбы, он приехал в зал торжеств.
Я усадил его рядом с собой на почетном месте. К моему удивлению, он оставался там до самого конца празднования. Когда большинство приглашенных ушли, я подошел к нему и поблагодарил за то, что он приехал порадовать нас. Тогда он достал из кармана конверт, передал мне и сказал:
— Здесь важное письмо для тебя, сохрани его.
По правде говоря, я даже не задумался, каким может быть содержание этого письма. На следующий день я распечатал конверт, там оказалось два письма. Одно было очень трогательным, там этот пожилой человек подробно описывал страдания, которые ему довелось пережить, а также — насколько он стал сильнее и как изменилась его жизнь за те годы, в течение которых я помогал ему.
Вторым письмом было завещание. Поскольку родных у этого человека не осталось, а я, как он писал, помог ему больше, чем кто бы то ни было за всю его жизнь, он завещает мне всё свое имущество.
Я знал, что он живет в съемной квартире и какого-то особого имущества у него нет, только старая мебель и посуда. Поэтому его завещание не произвело на меня большого впечатления. Тем не менее в тот же день, придя к нему для нашей привычной учебы, я поблагодарил его за такое решение.
Через пять с половиной лет после моей свадьбы старик умер. На похоронах, которые пришлись на канун субботы, я был единственным, кто произнес траурную речь… А на исходе субботы я пришел прибраться в его квартире и посмотреть, есть ли там вещи, которые нам подойдут.
В своих поисках я добрался до платяного шкафа — и был изумлен тем, что увидел. В шкафу оказался большой пакет, наполненный денежными купюрами. Там была очень крупная сумма. Я даже побоялся выносить пакет из дома в одиночку. Позвал жену, вместе мы завернули его в полотенца и забрали домой.
Слава Б-гу, на эти деньги мы купили просторную квартиру, в которой наша семья живет до сих пор. А на часть этих денег я смог обеспечивать своих родных в течение нескольких лет.
Мне хочется обратить внимание читателей вот на что: когда мы изучаем Тору и стараемся исполнять выученное на практике, стараемся порадовать ближнего и помочь ему, даже если он не член семьи и не член общины (как было в моем случае с этим стариком), в нашей жизни сбывается благословение (Мишлей 3:18): «Древо жизни она (Тора) для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы». А также (там же, 16): «Долгоденствие в правой руке ее, в левой — богатство и почет». (Меа вэ-Шнаим Сипурим)
[i] Цитата из Пасхальной Агады: «“А (Яаков) спустился в Египет” — принужденный Речением». Имеются в виду слова Всевышнего Яакову (Берешит 46:3, 4): «…не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосеф положит руку свою на глаза твои».
[ii] Раби Моше бар-Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[iii] Переносного Храма, «Скинии».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский