Темы: Корах, Служение, Оцарот, Служба в Храме, Рассказы
«Вам даю Я в дар службу священства…» (Бемидбар 18:7).
Среди исполняющих заповеди мы встречаем два типа людей:
Одни радуются своей доле и благодарят от всего сердца: «Благословен Б-г наш, Который сотворил нас во славу Свою и отделил нас от заблуждающихся, и дал нам Тору истинную, и даровал нам жизнь вечную» (молитва «У-ва лэ-Цийон…»). Они ощущают счастье субботы, возвышенность молитвы, святость тфилин (филактерий), свет Торы.
Но есть и другие, «принужденные речением»[i] Создателя, для которых заповеди подобны тяжкому бремени. Они даже завидуют заблуждающимся, сбросившим с себя бремя Торы, тем, кто иногда уподобляется в своей «свободе» животным. Но это не путь… И не правильное восприятие.
Мы произносим благословение на выполнение заповедей: «Благословен Ты… Который освятил нас Своими заповедями». Слово «Который» (ашер, אשר) гаон раби Моше Файнштейн[ii] толкует как производное от слова «счастье» (ошер, אושר).
Когда евреи испугались наказаний за осквернение святости Мишкана[iii] и думали, что служить придется в страхе, Творец сказал: «Вам даю Я в дар службу священства…»
Служите не вынужденно, не в страхе и неволе, а с ощущением: какой драгоценный подарок мы получили! Такое служение — заслуга, с которой ничто не сравнится. Именно так и должен чувствовать еврей…
Следующую историю нам рассказал сам герой истории:
Мне было тогда пятнадцать лет. В субботу, во «время Благоволения» (время послеполуденной молитвы Минха) я пошел в синагогу, чтобы учиться там до исхода субботы, до вечерней молитвы. Войдя, увидел одного пожилого еврея, который сидел согнувшись и ждал начала Минхи. Мне стало жалко его, потому что он выглядел очень одиноким. Я подошел к нему и спросил:
— Раби, может быть, вы хотите почитать вместе что-то из Торы?
Старик ответил:
— Спасибо! Как тебя зовут?
Я назвал свое имя, и он сразу же начал рассказывать, что у него на сердце. Его жена умерла два месяца назад, и ему не удается справиться с тоской… Я понял, что Всевышний послал мне возможность исполнить важную заповедь — утешить пребывающего в горе еврея.
Я сел рядом и попытался как-то ободрить его. Сказал, что его супруге хорошо Там, но она расстраивается, что он тоскует, и молится за него. (Когда-то слышал, что так утешали скорбящих). Старик был очень тронут, даже заплакал… В конце разговора он сказал:
— Знай, что родители мои были тяжелыми людьми и я прожил трудную жизнь. И никогда не слышал таких ободряющих слов. Если бы я пришел в этот мир, только чтобы почувствовать радость, которую ты сейчас принес мне, и этого было бы достаточно.
Затем он добавил с мольбой:
— Пожалуйста, заглядывай ко мне каждый день, чтобы поддержать меня…
Я опасался тратить время, предназначенное для изучения Торы, поэтому решил спросить одного из великих мудрецов поколения, как тут быть. Рассказал ему о просьбе старика. Раввин ответил, что, поскольку это очень важная заповедь и исполнение на практике того, что по книгам мы изучаем в теории, мне действительно следует заходить к этому человеку ежедневно на полчаса, чтобы поддержать его.
Каждый день я просил помощи у Всевышнего, чтобы Он дал мне силы выполнить эту заповедь. И изучал по святым книгам, какие слова могут помочь этому пожилому еврею, а затем говорил их ему. Слава Б-гу, состояние старика сильно улучшилось. Несколько раз он уговаривал меня взять деньги, но я отказывался.
Когда мне исполнилось девятнадцать, я удостоился найти себе невесту. Когда рассказал об этом старику, он очень обрадовался и сказал, что хочет приехать на свадьбу, хотя она будет в другом городе. Мне удалось обеспечить ему машину. И действительно, когда настал день свадьбы, он приехал в зал торжеств.
Я усадил его рядом с собой на почетном месте. К моему удивлению, он оставался там до самого конца празднования. Когда большинство приглашенных ушли, я подошел к нему и поблагодарил за то, что он приехал порадовать нас. Тогда он достал из кармана конверт, передал мне и сказал:
— Здесь важное письмо для тебя, сохрани его.
По правде говоря, я даже не задумался, каким может быть содержание этого письма. На следующий день я распечатал конверт, там оказалось два письма. Одно было очень трогательным, там этот пожилой человек подробно описывал страдания, которые ему довелось пережить, а также — насколько он стал сильнее и как изменилась его жизнь за те годы, в течение которых я помогал ему.
Вторым письмом было завещание. Поскольку родных у этого человека не осталось, а я, как он писал, помог ему больше, чем кто бы то ни было за всю его жизнь, он завещает мне всё свое имущество.
Я знал, что он живет в съемной квартире и какого-то особого имущества у него нет, только старая мебель и посуда. Поэтому его завещание не произвело на меня большого впечатления. Тем не менее в тот же день, придя к нему для нашей привычной учебы, я поблагодарил его за такое решение.
Через пять с половиной лет после моей свадьбы старик умер. На похоронах, которые пришлись на канун субботы, я был единственным, кто произнес траурную речь… А на исходе субботы я пришел прибраться в его квартире и посмотреть, есть ли там вещи, которые нам подойдут.
В своих поисках я добрался до платяного шкафа — и был изумлен тем, что увидел. В шкафу оказался большой пакет, наполненный денежными купюрами. Там была очень крупная сумма. Я даже побоялся выносить пакет из дома в одиночку. Позвал жену, вместе мы завернули его в полотенца и забрали домой.
Слава Б-гу, на эти деньги мы купили просторную квартиру, в которой наша семья живет до сих пор. А на часть этих денег я смог обеспечивать своих родных в течение нескольких лет.
Мне хочется обратить внимание читателей вот на что: когда мы изучаем Тору и стараемся исполнять выученное на практике, стараемся порадовать ближнего и помочь ему, даже если он не член семьи и не член общины (как было в моем случае с этим стариком), в нашей жизни сбывается благословение (Мишлей 3:18): «Древо жизни она (Тора) для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы». А также (там же, 16): «Долгоденствие в правой руке ее, в левой — богатство и почет». (Меа вэ-Шнаим Сипурим)
[i] Цитата из Пасхальной Агады: «“А (Яаков) спустился в Египет” — принужденный Речением». Имеются в виду слова Всевышнего Яакову (Берешит 46:3, 4): «…не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосеф положит руку свою на глаза твои».
[ii] Раби Моше бар-Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[iii] Переносного Храма, «Скинии».
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его