Темы: Благословение коэнов, Насо, Шавуот, Оцарот, Благословение, Рассказы
«Да благословит тебя Господь и охранит тебя!» (Бемидбар 6:24). Автор книги «Кана Авраам»[i] объясняет эти слова следующим образом.
Сказано в Бемидбар Рабба (11:6): «“Да благословит тебя Господь” — имуществом. “…и охранит тебя” — твое тело». А согласно Мишне, «Кто умножает имущество, тот умножает тревогу» (Авот 2:7). А «заботы и тревоги подтачивают сердце и ведут в болезням тела» (Орхот Цадиким[ii]). Более того, «тревоги и заботы даже тяжелее телесных болезней, так как душа поддерживает тело в болезни, но когда она сама больна, кто поддержит ее?»
Поэтому мы просим благословения на имущество, но так, чтобы благосостояние пришло без тревог, поражающих тело и душу.
Потерпел убыток? Это тоже по воле Творца! Если человек теряет имущество, несомненно, так постановлено ему Свыше и ему следует принять этот приговор с любовью. Но его стоны и страдания не являются частью приговора. Это уже человек сам себе «постановляет» страдать из-за недостатка веры.
На это есть намек в Писании: «Идолы их (ацабэйhэм — также “печали” и “беспокойство их”) — серебро и золото, дело рук человеческих» (Тэилим 115:4). Иными словами, беспокойство из-за потери денег — это «дело рук человеческих», нет постановления Свыше беспокоиться об этой потере. Если человек в достаточной мере закален верой, он может принять это безмятежно.
Напротив, принимая любой ущерб с верой, благословляя Б-га и продолжая служить ему всем сердцем, человек вновь «притягивает» в свою жизнь обильный достаток. Так обещают нам мудрецы: каждому, кто упоминает (с приятием) Имя Небес в своем страдании, удваивают доходы (Брахот 63). Такой человек благословляет Судью Истинного и за дурную весть (Раши[iii]).
Рассказывает гаон Хазон Иш[iv]: Один состоятельный еврей купил лес и хорошо на этом заработал. Решил продолжить этот бизнес, постепенно скупил все леса вокруг города и стал весьма богатым.
Но однажды разразился страшный пожар, погубивший все леса в округе. Они превратились в груды углей. Богатство пропало. Бывший богач ходил среди обуглившихся деревьев и причитал:
— Ой, ой! Деревья, деревья! Сколько денег вложил я в вас, а теперь все погибло!
Рав Бейт а-Леви[v] сказал ему:
— Не говори как неверующий! Всё в точности наоборот! Поскольку ты должен был лишиться денег, было устроено так, что ты вложил их в леса. Это не лес сделал тебя бедным, а ты стал вкладывать деньги в лес, поскольку Свыше было решено, что тебе предстоит обеднеть.
В прошлом перед тем, как поезд трогался с места, служащий железнодорожной станции свистел в свисток, поторапливая таким образом пассажиров занимать места.
Один крестьянин, приехавший в большой город, по наивности решил, что человек со свистком и есть здесь главный — что это он указывает машинисту, когда начинать движение. Ведь и машинист, и пассажиры беспрекословно его слушаются.
Его знакомый, городской житель, объяснил, в чем здесь ошибка:
— Поезд едет не из-за свистка. Это лишь знак для отправления поезда, но не его причина. Свисток нужен, только чтобы поторопить пассажиров. Такие правила установили начальники станций.
Смысл этой притчи понятен. Творец — Царь мира, Он был, есть и будет. Только Он устанавливает, что должно произойти. Но Он назначил в мире множество служителей с разными задачами и каждому дал свой отдельный «свисток». Однако на самом деле они ничего не решают сами, так как всё управляется с «дистанционного пульта» Самим Владыкой мира. Ведь сказано, что сердце царей и властителей находится в руке Б-га (Мишлей 21:1)!
Есть великая заповедь — всегда пребывать в радости! Стоит задуматься, какие проблемы мешают нам радоваться, и постараться справиться с ними. Тот, кто глубоко верит в Творца, не загрустит ни из-за чего на свете, поскольку всё, что Б-г делает, Он делает нам во благо (Брахот 60 б).
Принятие реальности и примирение с нею приводит нас к настоящей радости. Человек, достигший этого, будет чувствовать себя счастливым, даже питаясь хлебом и водой.
Нам важно знать, что тревога — это беда, которая не позволяет радоваться. Но если удастся поверить настоящей верой, мы избегнем всех тревог!
В слове «тревога» (דאגה) есть все начальные буквы алфавита от א (Алеф) до ה (hэй), кроме буквы ב (Бэт), с которой начинается слово битахон (ביטחון) — «упование», «доверие к Всевышнему», «уверенность». Дело в том, что когда у человека появляется уверенность, он перестает беспокоиться.
Запомним: улыбка — это кривая линия, которая всё выпрямляет.
Если полагаться на Творца, благословен Он, опираться на Него, можно удостоиться великой милости, как говорит царь Давид: «…уповающего на Господа — милость окружает его» (Тэилим 32:10).
Как-то раз раби Ицхаку-Меру из Гуры, автору книги «Хидушей а-Рим»[vi], задали такой вопрос:
— Мы произносим в вечернем Кидуше праздника Шавуот, что праздник установлен в память об исходе из Египта. Но ведь верно обратное: исход из Египта как раз и нужен был ради праздника Шавуот — ради дарования Торы! Ведь об этом сказано: «…при выводе твоем народа из Египта вы совершите служение Б-гу на этой горе» (Шмот 3:12). Следовательно, исход из Египта был вторичен по отношению к Шавуот. Почему же тогда мы говорим, что праздник дарования Торы отмечается в память об исходе из Египта?
На это раби ответил:
— Всё это надо понимать буквально. Пока евреи не получили Тору, они на самом деле еще не вышли из Египта.
То есть, из Египта они вышли, но Египет не вышел из них. Они всё еще были пропитаны его нечистотой и скверной.
Это касается каждого из нас. Когда человек действительно «выходит из Египта»? Только когда получает Тору! (Эмуна Брура)
[i] Раби Авраам-Абиш бар-Цви (Франкфуртер; 5460-5529 /1700-1768, Польша, Германия) — выдающийся законоучитель.
[ii] «Орхот Цадиким» — трактат неизвестного автора эпохи Средневековья, классическое произведение еврейской этики. В нем подробно разбираются различные человеческие недостатки и способы избавления от них, а также человеческие достоинства и пути их обретения.
[iii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[iv] Раби Авраам-Йешая бар-Шмарьяу-Йосеф Карелиц (Хазон Иш, 5639-5714 /1879-1953; Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.
[v] Раби Йосеф-Дов-Бер а-Леви Соловейчик (Бейт а-Леви, 5580-5652 / 1820-1892, Белоруссия, Польша) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Раби Йосефа-Дов-Бера можно назвать одним из первых «звеньев» в цепочке династии Соловейчик — династии, давшей много блистательных мудрецов и законоучителей.
[vi] Раби Ицхак-Меир Алтер из Гуры (ок. 5558-5627 / ок. 1798-1867, Польша) — основатель и первый руководитель одного из самых известных течений в польском хасидизме — движения Гурских хасидов.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский