Темы: Кдошим, Ахарей мот, Оцарот, Рассказы
«И говорил Б-г Моше по смерти двух сыновей Ааарона…» (Ваикра 16:1).
Птица свила гнездо на верхушке дерева и снесла там два яйца, из которых должны со временем вылупиться птенцы. Эти будущие птенцы развивались каждый в своем яйце и чувствовали друг друга, между ними был некий контакт еще до того, как они вылупились. Вдруг один из птенцов услышал, что скорлупа, в которой находился его брат, раскололась.
«Бедный! Какой ужас…» — горевал птенец, которому еще только предстояло вылупиться, о своем брате.
А птенец, вылупившийся первым, наконец начал настоящую жизнь, вышел в большой мир. Тот же, что еще оставался внутри скорлупы, был уверен, что скорлупа и есть весь мир. Другого мира он не знал.
И когда человек умирает, покидает наш мир, некоторым он кажется несчастным. На самом же деле он только начинает по-настоящему жить. Ведь Будущий мир — это главное, это и есть вечная жизнь! «Этот мир подобен прихожей перед входом в Будущий мир» (Авот 4:16). И еще сказали наши мудрецы (там же, 17): «…лучше один час блаженства души в мире Будущем, чем целая жизнь в этом мире».
В то же время нам следует помнить, что «лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире Будущем» (там же).
Один из способов приблизиться к Творцу — пение субботних песен. Праведный раби Нахман из Бреслава[i] всегда говорил своим ученикам о значении субботних песнопений, как приводится в «Ликутей Моаран»[ii] (2:104): «Он несколько раз предупреждал и увещевал нас петь песни субботы и сильно гневался на того, кто слишком мудр в собственных глазах и (потому) не старается петь в субботу».
Глава ешивы Поневеж, гаон раби Михл-Йеуда Лефкович[iii], говорил, что тот, кто обращает внимание на содержание этих песен, имеет возможность подняться духовно.
Однажды к нему пришли преподаватели ешивы — посоветоваться, что делать с учеником, который «сошел с рельсов». К их удивлению, рав спросил:
— А поет ли он субботние песни?
Преподаватели не поняли, какое отношение этот вопрос имеет к их вопросу. А рав Лефкович объяснил:
— Если парень еще поет субботние песни, значит, в нем остается капелька святости и духовности — и ему можно помочь в рамках ешивы.
Другой глава ешивы Поневеж, автор книги «Ави Эзри»[iv], рассказывал, что не старался петь субботние песни на трапезах — торопился закончить их и пойти учиться. Именно с этим он впоследствии связывал отход своего сына от путей Торы… «Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный приобретет мудрые советы» (Мишлей 1:5).
Насколько велика сила даже одной субботней трапезы, можно понять из следующей истории.
Один человек присоединился к миньяну[v] в синагоге лондонского района Стэмфорд-Хилл. Время шло, а он не сообщал о себе никаких сведений, так и оставался практически «незнакомцем». Раби Мордехай пригласил его учиться в паре (хевруте), со временем они подружились, и однажды тот человек всё-таки открыл свое сердце и рассказал:
— Я родился в Израиле в религиозной семье. Отслужил в армии, начал работать в Шабаке (общая служба безопасности Израиля). После тренировок и напряженной учебы мне поручили выполнять специальные задания, о содержании которых лучше не распространяться.
Для выполнения одного из заданий нас с товарищем направили Швейцарию, в Цюрих, надо было устранить находившегося там руководителя террористической организации. Мы летели разными рейсами, чтобы не вызвать подозрений, сняли разные квартиры. Некоторое время изучали распорядок дня «фигуранта».
Собрав информацию, решили устранить его после наступления субботы, в восемь часов вечера — в это время он обычно доезжал до конца проспекта N. и поворачивал направо. Мы должны были приблизиться к его машине, выстрелить ему в голову, а затем исчезнуть оттуда как можно быстрее…
В ночь накануне той операции я не мог уснуть. Пошел в магазин, чтобы снять стресс и купить всё необходимое на следующий день. Пока разглядывал товары на одной из полок, ко мне подошел еврей и… обратился с приветствием:
— Шалом тебе! Ты из Израиля?
Вопрос удивил, ведь внешность у меня совершенно европейская. Но, видимо, я не изменил выражение лица. Притворившись, будто не понимаю языка, я постарался «затеряться в толпе». Но этот человек шел рядом со мной, и его сердечная теплота оказалась сильнее моего профессионализма. Пришлось признаться, что я еврей из Израиля.
А он пригласил меня к себе домой на субботнюю трапезу. И в субботу вечером я сидел за столом с его семьей. Невозможно описать, какое удовольствие я получил от субботней атмосферы этого дома. Что-то произошло, время как будто остановилось. Когда я посмотрел на часы, было уже без пяти восемь!
К удивлению хозяев, я встал и поспешно простился с ними. Они не поняли, что произошло. Если бы только они знали, что мне предстоит…
Такого никогда прежде не было — я оказался на месте немного позже назначенного срока. Товарища найти не смог. Мне быстро удалось понять, что рядом находится обученная группа террористов, и я поспешил покинуть это место.
Позже выяснилось, что наш план был раскрыт террористами и они устроили засаду. Товарища убили, а мое начальство в Шабаке до сих пор не может понять, как мне удалось тогда выжить.
Рассказчик смахнул слезу:
— Эта история сломала меня, и никакие усилия уже не помогли восстановиться. Меня отправили в отставку с приличной пенсией.
Та субботняя трапеза не выходит у меня из головы. Я стал другим человеком. Записался на семинар по иудаизму, продвинулся в вере и соблюдении заповедей, и вот я здесь… (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Раби Нахман бар-Симха из Бреслава (5532-5571 / 1772-1810, Украина) — один из самых знаменитых хасидских цадиков (праведников), основатель течения Бреслав в хасидизме. Правнук раби Исраэля Бааль Шем Това — Бешта.
[ii] В книге «Ликутей Моаран» («Собрание изречений нашего наставника раби Нахмана») собраны его изречения, записанные учениками. Эти записи были частично просмотрены и отредактированы самим раби Нахманом. Некоторые фрагменты основываются на его черновых заметках, сделанных для памяти. Эта книга стала основополагающим трудом для бреславских хасидов. Ее составил раби Натан бар-Нафтали-Гирш Штернгарц (раби Носон из Бреслава; 5540-5605 /1780-1845, Украина) — организатор и руководитель движения бреславских хасидов.
[iii] Раби Михл-Йеуда Лефкович (5674-5771 / 1913-2011, Белоруссия — Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в «Дэгель а-Тора», один из духовных лидеров нашего поколения. В числе других руководителей поколения дал благословение на деятельность «Толдот Йешурун».
[iv] Раби Элазар-Менахем-Ман бар Эзриэль Шах (ок. 5654-5762 / ок. 1894-2001, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж в городе Бней-Брак, духовный лидер своего поколения. Был наси (председателем) Моэцет гдолей а-Тора — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль, возглавлял Ваад а-Ешивот (Совет ешив), созданный для оказания материальной помощи ешивам Земли Израиля, а также организацию «Хинух ацмаи», занимающуюся развертыванием сети школ и ешив независимой системы образования, основанной на ценностях Торы.
[v] Необходимое для общественной молитвы число взрослых евреев: их должно быть десять. Считается, что Всевышний никогда не отвергает молитвы, произносимые в миньяне. Когда молится миньян, на Небе принимают молитву ради заслуг лучших из тех, кто входит в состав молящихся.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его