«И обратишься (вернешься) ты к Господу, Б-гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем…» (Дварим 30:2).
Многие люди испытывают в Дни трепета странное ощущение. Им кажется, что наше поведение в эти дни — не более чем игра. Человек сожалеет о дурных поступках и обещает Всевышнему вернуться на путь истинный. Но на практике уже вскоре после Йом-Кипура он возвращается на прежний путь и вновь совершает те же грехи. Разве всё это не напоминает игру?
Почему же тогда великие учителя Мусара (еврейской этики) велят нам не отчаиваться, а умножать в это время молитвы, принимать правильные решения и раскаиваться в своих неправильных действиях? Есть удивительная история, которая помогает понять это.
У Ицика был гараж, и был там работник по имени Йоси. Однажды Ицик сказал своему работнику:
— В добрый час удалось мне устроить помолвку дочери с молодым знатоком Торы, и за неделю до свадьбы мастерская будет закрыта. И тебе тоже положен недельный отпуск за мой счет.
Действительно, за неделю до свадьбы Ицик закрыл мастерскую и повесил объявление: в связи с семейным торжеством гараж не будет работать неделю — с воскресенья до следующего воскресенья.
Ицик поехал домой, лег в ванну, наполненную душистой пеной, и стал отмокать и отмываться от пятен машинного масла. Задача была не из простых, но после долгих усилий ему удалось избавиться от въевшейся черноты.
Когда настал день свадьбы, Ицик надел роскошный пиджак, купленный ради этого случая. Не забыл и галстук, и дорогие туфли и задолго до начала прибыл в зал торжеств. Теперь он стоял у входа и принимал гостей.
Вот подъехал Йоси, прошел мимо Ицика и даже не поздоровался. Отец невесты был сильно удивлен. Он спросил Йоси:
— Ты даже не поздравишь своего босса?
Йоси посмотрел на него, словно не веря своим глазам:
— Ицик! Это ты? Я думал, это кто-то другой, не узнал тебя. Ты выглядишь совершенно иначе, как будто это не ты!
Ицик ответил:
— Йоси, ты ошибаешься! Весь год это был не я, и только сейчас я вижу себя настоящего.
Так и мы весь год «испачканы» в грехах, они «въедаются» в нас, но наше истинное я открывается лишь в эти дни, Дни трепета, когда становятся видны красота, сияние и чистота каждого человека. Истинный еврей открывается перед Б-гом. (Эмуна Шлема)
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы