«Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли египетской…» (Бемидбар 33:1). Возникает закономерный вопрос. Ясно, что целью странствий евреев было не удаление от Египта, а приход в Землю Кнаан. Почему же в Торе не сказано: «Вот странствия сынов Израиля, которые шли к Земле Кнаан…»?
Ответ на это нам поможет понять следующая история.
Один из хасидов Сарафа из Коцка[i] часто заходил к праведнику. На каком-то этапе он стал посещать учителя реже, потом еще реже, а затем его визиты практически полностью прекратились. Спустя долгое время он вновь пришел к учителю, и праведник выразил удивление по поводу столь длительного отсутствия ученика. Хасид опустил глаза и рассказал всю правду.
Он занимался бизнесом, торговал медом. В последнее время дело дошло до того, что он пытался продавать поддельный мед. Это был настоящий обман.
— Как же я мог предстать перед раввином, который воплощает в себе совершенную истину, когда сам я по горло погружен в ложь? — произнес хасид, стыдясь. На глазах у него были слезы.
Праведник не собирался позволить хасиду погубить свою душу. Он решил вызволить его из бездны греха во что бы то ни стало. Поэтому спросил его:
— Скажи мне, дорогой, ради какой суммы ты не станешь лгать, чтобы не осквернять себя? Ты согласишься отказаться от шести копеек на каждую порцию меда?
— Конечно, соглашусь! Ради шести копеек я не стану лгать! — воскликнул хасид.
Тогда Сараф сказал ему:
— В таком случае вот о чем я тебя попрошу. Отныне продавай поддельный мед только в тех случаях, когда прибыль от этого будет выше шести копеек за меру. Если прибыль будет в семь копеек — продавай, тебе ведь нужно обеспечивать себя. Но за шесть копеек не губи свою душу и не обманывай! Готов ли ты принять на себя такое обязательство? — спросил праведник. И хасид ответил утвердительно.
С того дня хасид в точности выполнял указание раввина. Он ни разу не опустился до обмана ради прибыли в шесть копеек за меру.
Когда он снова приехал к учителю и рассказал о своем успехе, Сараф сказал ему:
— Отлично, прекрасно… После того, как ты научился взвешивать свои поступки и не обманывал никого ради прибыли в шесть копеек, ты можешь сделать еще один шаг вперед и перестать обманывать и ради семи копеек. Так можно прибавлять еще и еще, пока в итоге ты не освободишься полностью из ловушки лжи и не спасешь свою душу.
Когда хасид услышал такой «пошаговый» план, его сердце переполнилось радостью. До сих пор совесть мучила его, но праведник наметил для него прямой путь, на котором он сможет полностью избавиться от лжи и греха!
Хасид стал действовать согласно этому плану, шаг за шагом, пока ему не удалось полностью освободиться от своей дурной практики. Он отдалился от лжи на пушечный выстрел и стал совершенно другим человеком — человеком правды…
Произошло чудо: новый путь не только не уменьшил прибыли хасида, но и произвел прямо противоположный эффект. Чем дальше уходил он от лжи, тем больше росло его благосостояние! Сначала люди сомневались, слыша, какую высокую цену он требовал за настоящий мед, но со временем поняли, что качество оправдывает стоимость. Мед был превосходен, чист и вкусен. Все были согласны покупать его даже по высокой цене.
В один прекрасный день радостный хасид пришел к учителю и заявил:
— Раби, рад сообщить Вам, что наконец-то мне удалось достичь истины!
Сараф поспешил остудить пыл ученика и уточнил:
— До сих пор, дорогой, ты всего лишь отдалился от лжи… Но до истины тебе еще далеко! Нужно пройти еще немалый путь, прежде чем ты обретешь это драгоценное качество истины. Но вот что могу сказать тебе с уверенностью: если продолжишь следовать этим путем, то сумеешь обрести и его!
Из этого рассказа следует: если человек сходит с пути лжи, этого недостаточно, чтобы с уверенностью сказать: он достиг истины. Таков путь раскаяния: сначала — отдалиться от зла, и лишь затем начинать трудиться над обретением добра.
Отсюда и ответ на наш вопрос — согласно подходу Мальбима[ii].
Сыны Израиля уже вышли из Египта, и это, несомненно, стало для них подъемом на новый духовный уровень. Ведь благодаря этому они отдалились от египетской нечистоты. Впрочем, это еще не означало, что они были готовы к святости Земли Израиля. Ведь для этого требовалось пройти еще долгий путь!
Наш стих Торы — «Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли египетской…» — показывает: когда евреи странствовали по всем местам, упомянутым в нашей недельной главе, они еще не были готовы вступить на путь, ведущий в Землю Израиля. Они всё еще были заняты отдалением и освобождением от египетской нечистоты. Лишь после завершения этих странствий они стали достойны святости Земли Израиля — и тогда действительно вошли в нее. (Лэламедха)
[i] Раби Менахем-Мендл бар-Арье-Лейбуш Моргенштерн из Коцка (Коцкер Ребе; Сараф из Коцка; 5547-5619 / 1787-1859, Польша) — выдающийся хасидский наставник. Слово Сараф означает «Огненный ангел» — так называли раби Менахема-Мендла: настолько необычны и ярки были его личность и учение.
[ii] Раби Меир-Лейбуш бар-Йехиэль-Михл (Мальбим; 5569-5640 / 1809-1879, Украина — Румыния — Белоруссия — Восточная Пруссия — Украина) — выдающийся законоучитель, раввин и комментатор Танаха.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский