«Отомсти за сынов Исраэля Мидьянитянам…» (Бемидбар 31:2). Благодарности мы учимся у Моше Рабейну. Когда Всевышний повелел ему отомстить мидьянитянам, Моше отправил солдат с Пинхасом, сыном Элазара. Мудрецы спрашивают (Ялкут[i]): почему Моше сам не вышел на войну? Ведь Б-г заповедал ему воевать с ними, а заповедь лучше исполнять самому, а не через посланника.
Но, поскольку Моше долго жил в Мидьяне, он испытывал благодарность к жителям этой страны. Поэтому не хотел сам воевать с ними, полагая, что несправедливо причинять страдания тем, кто сделал ему добро. Всевышний заповедал ему эту войну, но Моше узнал о принципе благодарности от Самого Творца: ведь Тот повелел, чтобы первые три казни на Египет привел Аарон, а не Моше, поскольку Моше должен быть благодарен реке, которая его спасла, и земле, которая скрыла убитого египтянина.
Около ста лет назад в старом городе Тверии жил один душевнобольной еврей. Зашел он как-то во двор одного дома и начал копать землю. Хозяйка вышла к нему и попросила объяснений.
Тот ответил:
— Не мешай мне! Я посажу здесь рыбное дерево.
Это были жаркие дни, хозяйка пожалела его и дала ему стакан холодной воды. Через несколько часов он позвал хозяйку и попросил заплатить ему за «работу». Милосердная женщина знала, что иногда этому человеку приходится голодать, и дала ему большую корзину с едой: мясо, рыбу, фрукты и овощи.
— Госпожа, — заявил тот, — спасибо за это. Но я работал и хочу денег! А еда — это не деньги!
Женщина, нисколько не смутившись, ответила:
— Еда — это только аванс. Когда на дереве, которое ты посадил, вырастет рыба, ты получишь остальное.
Прошли годы, та женщина умерла. Ее дочь, выйдя замуж, жила в старом доме в нищете. Однажды в четверг она услышала стук в дверь. Когда открыла, за дверью никого не было, но у порога стоял большой ящик с живой рыбой.
Женщина и ее муж были удивлены: кто это прислал такую хорошую рыбу к субботе? В святой день они наслаждались вкусной рыбой и благодарили Б-га за чудо.
Спустя неделю история повторилась. Молодая пара опасалась, что доставщик ошибся с адресом, но не знала, что делать. Ведь человек ставил ящик у дверей, стучал и исчезал.
На следующей неделе они спрятались возле дома, чтобы посмотреть, что это за загадочный благодетель. К двери подошел молодой парень с ящиком рыбы в руках. Хозяева тотчас вышли из укрытия и спросили, зачем он приносит им рыбу каждую неделю. Юноша пожаловался на усталость и попросил стакан воды, а пока они ходили в дом за водой, быстро ускользнул.
В следующий четверг муж отправился на рыбный рынок, чтобы найти этого парня. Там он отыскал его и сказал:
— В этот раз не отвертишься. Мы хотим знать, почему ты каждую неделю трудишься, чтобы доставить нам рыбу.
— Ладно, я вам расскажу, — ответил тот. — В детстве отец просил меня помогать ему с работой. На самом деле у него не было работы, он просто искал занятие, чтобы как-то добывать хлеб. Помогая отцу, я видел, как часто его унижают, и страшно стыдился за него. Но однажды он зашел на один двор, чтобы посадить там «рыбное дерево», и к нему отнеслись с уважением. Ему дали воду во время работы, а в конце подарили корзину с едой. В тот день папа очень гордился, что ему удалось достать нам еды, а мы, дети, радовались, что наконец-то можем сытно поесть.
Я обещал себе, что однажды отплачу добром той женщине. Недавно узнал, что твоя жена — дочь той женщины, что подарила папе еду. Поэтому в знак благодарности стараюсь приносить вам рыбу. Хоть это и не папино «рыбное дерево», она тоже вкусная. (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Ялкут Шимони — сборник агадот (сказаний), составленный в 13 веке в Германии. Ссылается на несохранившиеся источники.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его