Темы: Насо, Оцарот, Благословение, Рассказы
«Да благословит тебя Господь и охранит тебя!» (Бемидбар 6:24).
«Да благословит тебя» — имуществом, «и охранит тебя» — от приносящих вред (Мидраш Рабба 11:5; см. прим. ниже). Какова связь между двумя частями этого стиха? Почему именно тот, кто благословен имуществом, нуждается в защите от «вредящих»?
Это нам поможет понять следующая история.
Раби Нахум Залман был одним из глав еврейской общины Калиша (Польша). Он держал мельницу, и, зная его честность и порядочность, многие торговцы предпочитали работать именно с ним. У него было множество покупателей, как евреев, так и неевреев, так что раби Нахум Залман был весьма состоятельным человеком.
Его отец, реб Шломо, всю жизнь проработавший извозчиком, состарившись и овдовев, перебрался к сыну. Целый день проводил он без дела, в тоске, и это беспокоило всю семью.
Однажды жене раби Нахума пришла в голову замечательная мысль. Их сын был меламедом в хедере (учителем в начальной еврейской школе), обучал детей Пятикнижию и Мишне. И женщина предложила, чтобы ее пожилой свекор ежедневно ходил с внуком в хедер: там всегда можно найти себе занятие по силам и на тоску времени не остается.
Это понравилось и раби Нахуму, и его старику-отцу. На следующий день реб Шломо уже стоял вместе с внуком на пороге хедера, наслаждаясь каждым мгновением. Он играл с детьми, а заодно многое восстанавливал в памяти и узнавал что-то новое.
Однажды, возвращаясь из хедера, реб Шломо нашел кошелек, набитый золотыми монетами. Придя домой, отдал кошелек сыну, тот просмотрел находившиеся там документы и узнал имя владельца. Кошелек принадлежал местному помещику, с которым раби Нахум в прошлом вел торговые дела. Впрочем, потом они поссорились: помещик отказался вернуть раби Нахуму долг в пятьсот злотых — польских монет. Пересчитав деньги, раби Нахум с удивлением обнаружил ровно столько, сколько помещик был ему должен. Похоже, вся эта ситуация была «подстроена» Высшим Провидением.
Однако помещик не желал мириться с потерей. Он восстановил в памяти весь свой маршрут в то время, когда кошелек мог выпасть, и пришел к выводу, что выронил его возле еврейской школы. А поскольку сын раби Нахума был там учителем, помещик решил преодолеть неловкость и зайти к раби Нахуму — попытаться выяснить, не нашел ли кто из школьников деньги.
Итак, он пришел к раби Нахуму и начал беседу с ним и его отцом. Когда помещик упомянул кошелек, глаза старого реб Шломо загорелись. Он вскочил и объявил: «Это я нашел кошелек!»
Понятно, что это не вызвало восторга у раби Нахума… Он понял, что придется вернуть кошелек владельцу… Но пока размышлял, как бы так вернуть, чтобы не сложилось впечатление, что он хотел оставить деньги себе, помещик продолжал беседовать с реб Шломо. А тот рассказывает как ни в чем не бывало: «Вчера, когда возвращался из хедера, я увидел кошелек на земле и, конечно, сразу поднял его!»
Услышав это, помещик разъярился:
— Когда ты возвращался из хедера?! Да это восемьдесят лет назад было! Ты что, смеешься надо мной?!
И покинул дом, хлопнув дверью, уверенный, что старик выжил из ума…
Когда человек уже обрел имущество, он нуждается в особой защите Свыше, чтобы сохранить приобретенное[1] (Лэламедха).
[1] «Мэзиким» — «приносящие вред», «вредящие», а также «бесы». В Бемидбар Рабба (11:5) читаем: «…и охранит тебя» — от бесов, окружающих тебя, как сказано (Тэилим 91:7-11): «Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч — по правую руку твою; тебя не достигнет… Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих».
Возможно, здесь подразумевается и первое толкование Мидраша (Бемидбар Рабба 11:1): «“Да благословит тебя Господь и охранит тебя!”: вместе с благословением — охрана. [Например]. У императора есть наместник в Сирии, а сам он сидит в Риме. Послал он за наместником, тот приехал, и дал ему император 100 литрин золота (литра — древняя мера веса, в «Сефер а-Арух» названа «фунт»). Отправился наместник в путь с этим грузом, напали на него разбойники и забрали всё, что дал император, и всё, что у наместника было кроме этого… Поэтому: “Да благословит тебя Господь…” — богатством, “…и охранит тебя” — от разбойников”».
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его