«И возьми тонкой пшеничной муки, и испеки из нее двенадцать хлебов…» (Ваикра 24:5). В нашей недельной главе дана заповедь о «хлебах предложения». Их раскладывали в форме буквы хэт (ח), вертикальные линии которой «смотрят» друг на друга. Это были двенадцать хлебов из тонкой муки, их пекли каждую пятницу, а в субботу помещали на золотой стол в Мишкане (переносном Храме). Они лежали там всю неделю, а на следующий субботу, когда приносили новый хлеб, их делили между дежурными сменами коэнов.
Над этой заповедью насмехался «сын египтянина», который упоминается в нашей главе (там же, стихи 10-23): зачем оставлять хлеб на целую неделю? Чтобы он испортился? Насмешник не знал, что с этим хлебом происходит чудо: он сохраняется теплым. И когда его, спустя неделю, делят между коэнами, он горячий, словно только что из печи! (Йома 21а) Каждый праздник коэны показывали паломникам пар, поднимающийся от горячего хлеба, говоря: «Посмотрите, какова любовь Вездесущего к вам» (Хагига 26 б).
В этом чуде, как и во всех чудесах, происходивших в Храме, заключен урок и послание будущим поколениям: «(это) от сынов Израиля в завет вечный» (Ваикра 24:8) — это урок навеки. Стол с хлебами, как известно, «намекает» на изобилие, достаток. Когда коэны едят хлеб, он выглядит так, словно его испекли только что, хотя на самом деле это было неделю назад.
Так же обстоит дело и с заработком человека. Он думает, что каждый рабочий день зарабатывает что-то, добывает «свежее», «только из печи» пропитание. На самом же деле «пропитание отмерено человеку с Рош а-Шана (Новолетия)» (Бейца 16а), оно лишь дожидалось этого рабочего дня…
Если посмотреть еще шире, то уже в момент рождения устанавливается, будет человек богатым или бедным. Следовательно, мы «едим горячую пищу», которая на самом деле была «испечена» для нас заранее, задолго до этого момента.
Рассказывает один талантливый аврех:
Моя жена искала работу по профессии. Она была хорошим работникам, но все никак не находила подходящего места. Иногда ее брали ненадолго в какое-нибудь учреждение, но каждый раз по какой-то причине она была вынуждена оставить работу. Она отправляла свое резюме, куда только возможно, но из этого ничего не получалось. Мы были разочарованы и растеряны…
Тогда я сказал жене: мы сделали достаточно! С этого дня прекращаем всякие усилия, не рассылаем резюме и никому не докучаем, а только молимся и еще больше уповаем на Творца, Который пошлет нам достойный заработок.
Вскоре после того, как мы приняли это решение, жена куда-то ехала, ее остановила девочка и попросила на минуту мобильный телефон. Жена дала ей, девочка попыталась позвонить папе, но тот не отвечал.
Еще через какое-то время жене перезвонили: «Вы к нам обращались?»
На тот момент она совершенно забыла о девочке и сказала: «Что-то не припоминаю, но, наверное, это связано с резюме, которое я вам отправляла?»
Собеседник, отец той девочки, поинтересовался, какую работа жена ищет, и сказал: «Самому мне не нужно, но один мой друг ищет такого сотрудника. Запишите его номер и скажите, что я вас рекомендовал».
Жена позвонила по этому номеру, и ее действительно взяли на работу — без резюме и собеседований. Оказалось достаточно одного обращения из глубины сердца к Творцу мира и одного телефонного звонка…
О гаоне раби Йеуде Цадке, главе ешивы «Порат Йосеф», рассказывают:
Однажды зимой, когда в Иерусалиме усилился холод, рав Цадка решил купить обогреватель. Проходя мимо магазина электроприборов, он хотел зайти, но вспомнил, что не взял с собой денег, и остановился снаружи.
Вдруг откуда-то подошел один знакомый и протянул ему несколько купюр.
— Что это за деньги?
Выяснилось: знакомый оказался в этом месте случайно и, когда увидел рава Цадку, вспомнил, что не так давно рав специально приезжал из Иерусалима в Тель-Авив, чтобы произнести речь на похоронах его отца и провести уроки ради души умершего. После похорон знакомый хотел передать раву определенную сумму на покрытие дорожных расходов и за потраченное время, но не успел подойти к нему. Теперь же, когда они случайно встретились, он вспомнил, что собирался передать раву эти деньги.
Рав Цадка, всю жизнь скрупулезно следивший за тем, чтобы ничего не делать за чужой счет, увидел в этом стечении обстоятельств знак с Небес. Он согласился взять деньги, чтобы купить обогреватель, поблагодарил этого человека и вошел в магазин. Впрочем, сразу выяснилось, что этой суммы недостаточно, и рав вышел на улицу с пустыми руками.
Выйдя, он тотчас вновь наткнулся на этого тель-авивца, который извинился, сказал, что ошибся и отдал не всю сумму, которую собирался. Получив оставшееся, рав Цадка, к своему удивлению, увидел, что общая сумма в точности соответствует стоимости обогревателя. (Эсрим вэ-Арба Шева)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ