«И возьми тонкой пшеничной муки, и испеки из нее двенадцать хлебов…» (Ваикра 24:5). В нашей недельной главе дана заповедь о «хлебах предложения». Их раскладывали в форме буквы хэт (ח), вертикальные линии которой «смотрят» друг на друга. Это были двенадцать хлебов из тонкой муки, их пекли каждую пятницу, а в субботу помещали на золотой стол в Мишкане (переносном Храме). Они лежали там всю неделю, а на следующий субботу, когда приносили новый хлеб, их делили между дежурными сменами коэнов.
Над этой заповедью насмехался «сын египтянина», который упоминается в нашей главе (там же, стихи 10-23): зачем оставлять хлеб на целую неделю? Чтобы он испортился? Насмешник не знал, что с этим хлебом происходит чудо: он сохраняется теплым. И когда его, спустя неделю, делят между коэнами, он горячий, словно только что из печи! (Йома 21а) Каждый праздник коэны показывали паломникам пар, поднимающийся от горячего хлеба, говоря: «Посмотрите, какова любовь Вездесущего к вам» (Хагига 26 б).
В этом чуде, как и во всех чудесах, происходивших в Храме, заключен урок и послание будущим поколениям: «(это) от сынов Израиля в завет вечный» (Ваикра 24:8) — это урок навеки. Стол с хлебами, как известно, «намекает» на изобилие, достаток. Когда коэны едят хлеб, он выглядит так, словно его испекли только что, хотя на самом деле это было неделю назад.
Так же обстоит дело и с заработком человека. Он думает, что каждый рабочий день зарабатывает что-то, добывает «свежее», «только из печи» пропитание. На самом же деле «пропитание отмерено человеку с Рош а-Шана (Новолетия)» (Бейца 16а), оно лишь дожидалось этого рабочего дня…
Если посмотреть еще шире, то уже в момент рождения устанавливается, будет человек богатым или бедным. Следовательно, мы «едим горячую пищу», которая на самом деле была «испечена» для нас заранее, задолго до этого момента.
Рассказывает один талантливый аврех:
Моя жена искала работу по профессии. Она была хорошим работникам, но все никак не находила подходящего места. Иногда ее брали ненадолго в какое-нибудь учреждение, но каждый раз по какой-то причине она была вынуждена оставить работу. Она отправляла свое резюме, куда только возможно, но из этого ничего не получалось. Мы были разочарованы и растеряны…
Тогда я сказал жене: мы сделали достаточно! С этого дня прекращаем всякие усилия, не рассылаем резюме и никому не докучаем, а только молимся и еще больше уповаем на Творца, Который пошлет нам достойный заработок.
Вскоре после того, как мы приняли это решение, жена куда-то ехала, ее остановила девочка и попросила на минуту мобильный телефон. Жена дала ей, девочка попыталась позвонить папе, но тот не отвечал.
Еще через какое-то время жене перезвонили: «Вы к нам обращались?»
На тот момент она совершенно забыла о девочке и сказала: «Что-то не припоминаю, но, наверное, это связано с резюме, которое я вам отправляла?»
Собеседник, отец той девочки, поинтересовался, какую работа жена ищет, и сказал: «Самому мне не нужно, но один мой друг ищет такого сотрудника. Запишите его номер и скажите, что я вас рекомендовал».
Жена позвонила по этому номеру, и ее действительно взяли на работу — без резюме и собеседований. Оказалось достаточно одного обращения из глубины сердца к Творцу мира и одного телефонного звонка…
О гаоне раби Йеуде Цадке, главе ешивы «Порат Йосеф», рассказывают:
Однажды зимой, когда в Иерусалиме усилился холод, рав Цадка решил купить обогреватель. Проходя мимо магазина электроприборов, он хотел зайти, но вспомнил, что не взял с собой денег, и остановился снаружи.
Вдруг откуда-то подошел один знакомый и протянул ему несколько купюр.
— Что это за деньги?
Выяснилось: знакомый оказался в этом месте случайно и, когда увидел рава Цадку, вспомнил, что не так давно рав специально приезжал из Иерусалима в Тель-Авив, чтобы произнести речь на похоронах его отца и провести уроки ради души умершего. После похорон знакомый хотел передать раву определенную сумму на покрытие дорожных расходов и за потраченное время, но не успел подойти к нему. Теперь же, когда они случайно встретились, он вспомнил, что собирался передать раву эти деньги.
Рав Цадка, всю жизнь скрупулезно следивший за тем, чтобы ничего не делать за чужой счет, увидел в этом стечении обстоятельств знак с Небес. Он согласился взять деньги, чтобы купить обогреватель, поблагодарил этого человека и вошел в магазин. Впрочем, сразу выяснилось, что этой суммы недостаточно, и рав вышел на улицу с пустыми руками.
Выйдя, он тотчас вновь наткнулся на этого тель-авивца, который извинился, сказал, что ошибся и отдал не всю сумму, которую собирался. Получив оставшееся, рав Цадка, к своему удивлению, увидел, что общая сумма в точности соответствует стоимости обогревателя. (Эсрим вэ-Арба Шева)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его