Темы: Земля Израиля, Кдошим, Оцарот
«…и Я отдам ее вам в наследие, землю, текущую молоком и медом» (Ваикра 20:24). Гаон раби Меир Шапиро из Люблина[1] писал, что в этом стихе о славе Земли Израиля упоминается и духовная составляющая. Нам разрешено пить молоко, которое образуется из коровьей крови, запрещенной в пищу, а также есть мед, который производят пчелы — насекомые ритуально нечистые. Так и Земля Израиля — способна принять грешников, привести их к раскаянию и обратить в чистых людей.
Адмор из Вижницы[2] был известен своей любовью ко всем евреям — включая и тех, кто не соблюдает Тору и заповеди. Однажды его спросили: за что любить еврея, который сбросил бремя Торы?
Раби ответил: «Лучше уж я в Будущем мире отвечу за напрасную любовь, чем за напрасную ненависть». Еврея, отдалившегося от веры, также следует принимать с любовью и теплотой, поскольку в итоге он вернется к вере.
Чему это можно уподобить? Большая река унесет любой предмет, который встретит на своем пути, но в итоге выбросит его на берег. А если в реку попадает лед, даже огромный кусок, река не выбрасывает его, а нежно омывает, пока не растворит и не превратит в часть себя. Так происходит потому, что вода знает: лед — ее брат. И остается братом даже в своем временном «ледяном» состоянии.
Это же верно в отношении еврейской души. Еврей, который остывает и отдаляется от иудаизма, становится «льдом» — и поэтому нуждается в тепле, самом добром отношении, пока не «растает» и не станет вновь таким, каким был до греха (Адраба Тэн бэ-Либэйну).
Чтобы приблизить еврея к Творцу, необходимо великое умение оправдывать, видеть в ближнем самое лучшее, что в нем есть.
Рассказывают об известном художнике: он трудился над картиной несколько месяцев, а как только закончил, пришел маленький ребенок и пролил банку с краской на полотно.
Художник вскипел, но вдруг ему пришло в голову, что такое произведение может обладать особой ценностью. Когда выставку посетили критики, он сказал:
— Господа! Не нужно особой мудрости, чтобы насладиться другими произведениями. Но здесь перед вами нечто особенное: ведь я превратил уродливое пятно краски в необходимую часть пейзажа, изображенного на картине.
Приведем короткую историю, которая показывает, как важно искать оправдания людям и их поступкам.
Один еврей пришел в субботу в синагогу и увидел парня, который грыз орешки во время молитвы. Он промолчал, хотя очень хотелось сказать странному «гостю», что тот проявляет неуважение к синагоге и мешает присутствующим. Но на каком-то этапе молчать стало невозможно, и он сделал парню замечание, весьма сердито.
А после молитвы тот подошел к нему и рассказал, что лишь недавно вернулся к соблюдению заповедей и это первая суббота, которую он пытается провести по законам Торы. Поскольку он привык курить, раввин посоветовал грызть орешки, чтобы умерить желание достать сигарету.
В тот момент блюститель порядка в синагоге прочувствовал, насколько это необходимо: стараться оправдать любого человека из народа Израиля в любое время и в любом состоянии, даже если кажется, что его поведение никак нельзя объяснить «по-хорошему».
Насколько же важно всегда видеть достоинства ближних, а не их недостатки. От этого станет лучше и нам, и окружающим: ведь тогда мы будем и уважать, и пользоваться уважением. (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Раби Меир бар-Яаков-Шимшон Шапиро из Люблина (5647-5694 / 1887-1933, Галиция, Польша) — выдающийся законоучитель, инициатор программы даф йоми (ежедневный лист Талмуда).
[2] Раби Менахем-Мендл бар-Хаим Хагер из Вижницы (5590-5645 /1830-1884, Галиция) — выдающийся хасидский наставник, основатель династии вижницких хасидов, автор книги «Цемах Цедэк».
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его