«Ибо раб твой поручился за отрока отцу моему, сказав:“если не приведу его к тебе, то виноват буду перед отцом моим всю жизнь”» (Берешит 44:32).
Непонятно: Йеуда говорит об огромной опасности, угрожающей ему в обоих мирах — этом и Будущем, если он не привезет своего брата Биньямина к отцу; почему же это не заставило Йосефа открыться братьям? Только после того, как Йеуда заговорил о страданиях, которые будет испытывать отец, если Биньямин не вернется, Йосеф не смог больше сдерживаться.
Возможно ли, что Йосеф остался равнодушен к страданиям Йеуды, который мог потерять и этот, и Будущий мир?
Разобраться в этом нам поможет понять следующая история.
Дело было во время свадьбы сына раби Ицхака Бехера Давида, одного из великих раввинов еврейской общины Турции (ок. 5450-5515 / ок. 1690-1755). Знаменитый раби Йехезкель Ландо[1] был готов отказаться от собственного мнения, если оно расходилось с мнением раби Ицхака Бехера Давида. Из письма рава Ландо к нему можно понять, какое огромное почтение он испытывал к раввину турецкой общины.
Празднование было устроено в городе, расположенном далеко от Кушты[2], где жил раби Ицхак. Поэтому он отправился в путь за много часов до начала свадьбы, в повозке, запряженной лошадьми, как путешествовали в те дни. Но поездка почему-то заняла больше времени, чем предполагалось, свадьба должна была уже скоро начаться, а ехать еще далеко.
Раби Ицхак попросил извозчика подстегнуть лошадей. Тот старался как мог, но повозка всё еще ехала медленно. В какой-то момент терпению раби Ицхака пришел конец, и он прикрикнул на извозчика: «Ну что за неудачник! Разве нельзя немного поспешить?!»
Извозчик стал хлестать лошадей, но всё же на свадьбу раби попал с заметным опозданием. Он заплатил извозчику и поспешил к хупе, которая задерживалась из-за него. Но как только бракосочетание совершилось, раби Ицхак принялся снова разыскивать извозчика. Узнав, что тот уже уехал, раби Ицхак не стал мешкать: нанял новую повозку и велел ехать вслед за первым извозчиком.
Через несколько часов нагнал его, вышел из повозки, встал перед извозчиком и произнес:
— Пожалуйста, дорогой еврей! Прости меня за то, что назвал тебя неудачником!
К удивлению раби, извозчик отказался простить его.
— Не прощу! — воскликнул он решительно.
Никакие уговоры не помогали.
— Я готов заплатить тебе любую сумму, какую потребуешь, в качестве компенсации, — попробовал раби Ицхак зайти с другой стороны.
Но извозчик продолжал упрямиться:
— Не прощу!
— Знаешь что? Сам скажи: что ты хочешь за прощение? — спросил, наконец, раби Ицхак, видя, что все его попытки не приносят успеха.
Извозчик ответил, не стесняясь:
— Соглашусь простить тебя, только если отдашь мне половину своей доли в Будущем мире!
Услышав это, раби Давид не колебался:
— Пусть будет так! Я готов! Половина моего Будущего мира — твоя. А теперь будь любезен меня простить!
Извозчик действительно подобрел и сказал, что прощает от всего сердца. А раби Ицхак испытывал возвышенное счастье от того, что ему удалось получить прощение еврея, которого он обидел, какова бы ни была цена…
Позже раби Ицхак объяснял:
— Я еврей, и святая Тора обязывает меня умиротворить еврея, если я его обидел. Это мой долг. Забота о Будущем мире не является нашим долгом здесь, в этом мире, а получить прощение у обиженного — является. Поэтому мне было очевидно, как следует поступить: надо выполнить долг, а не вычислять, что именно мне полагается в Будущем мире.
Отсюда и ответ на наш вопрос.
Вычислять, какова будет награда или наказание в Будущем мире, мы не обязаны. Пусть всё это остается расчетами Всевышнего. Мы не должны заботиться о том, что с нами будет в том мире — лучше позаботиться о выполнении своих задач и обязанностей в этом мире!
Поэтому слова Йеуды о том, что он потеряет оба мира, если не привезет Биньямина, не сильно впечатлили Йосефа. Это тяжело, но долг Йеуды здесь — не в том, чтобы заботиться о своей доле в мире Будущем.
Но когда Йеуда сказал, что отец будет страдать, если Биньямин не вернется, Йосеф почувствовал, что настало время открыться братьям… (Лэламедха)
[1] Раби Йехезкель Ландо (автор книги «Нодa би-Йеуда»; 5473-5553 /1713-1793/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных вождей евреев Европы.
[2] Кушта — Константинополь, Стамбул.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?