Темы: Рош Ашана, Ки теце, Оцарот, Заслуги, Небесный суд
«Если окажется на ком-либо грех смертного приговора, и он умерщвлен будет, и ты повесишь его на дереве, То не дай трупу его ночевать на дереве, а погреби его в тот же день…» (Дварим 21:22, 23).
Остается меньше трех недель до Рош а-Шана — до дня Суда, от решения которого зависит наша жизнь, жизнь наших близких, счастье, заработок, здоровье, радость, всё, что предначертано. Как удостоиться оправдания на Суде?
Есть надежные и легкие «способы», с помощью которых можно прийти к счастью и благословению. Один из них — трубить в шофар. Но как это работает? Как шофар смягчает Суд и заставляет обвинителей молчать?
Наши мудрецы открыли тайну: «Так как для напоминания оно (трубление) — подобно оно пребыванию внутри (перед Ним)» (Рош а-Шана 26а). То есть: поскольку трубление в шофар означает мольбу вспомнить о народе Израиля, тот, кто трубит (и Всевышний вспоминает о нем), — как будто стоит перед Всевышним.
Трубление в шофар уподоблено личной встрече человека с Творцом мира. Мы словно стоим «внутри», в Святая святых, как коэн гадоль (первосвященник) в Йом-Кипур. Это настолько возвышенное состояние, полное трепета перед Творцом, что благодаря ему мы удостаиваемся милосердия Творца и Он посылает нам мир, добро и благословение, жизнь и милость.
Но при одном условии. Невозможно сразу попасть из внешнего мира в Святая святых! Прежде, чем идти в Храм, первосвященнику требуются несколько дней уединения, он должен очиститься. Сначала совершить омовение, а затем подниматься со ступени на ступень: из города — на Храмовую гору, с Храмовой горы — в хель («будничное» или «не священное» — пространство между решетчатой деревянной изгородью, сорэг, и стенами Храма), оттуда — во внешний двор, далее — во двор коэнов, в Зал, в Святилище…
Таково предназначение месяца Элуль — дать нам возможность подниматься постепенно. Это время подготовки, дни прощения и подъема.
Но что будет с таким первосвященником, который провел семь дней на Храмовой горе, каждый день его очищали водой с пеплом красной коровы, а на седьмой день он спустился в город, на рынок?
Однажды в Йом-Кипур коэн гадоль вышел на улицу и осквернился, стал ритуально нечистым — и не мог уже исполнять служение этого дня.
Одним махом «отменил» весь долгий процесс очищения и подготовки к служению.
Если человек продвигается духовно в течение всей недели (а мы так далеки от этого!), но под конец принесет домой новости из СМИ, где красочно живописуется вся мировая грязь, преступления, насилие, коррупция, соблазны и извращения, — все его усилия пойдут прахом… Ведь это — как искупаться в грязи.
«Человек находится там, где пребывают его мысли». Средства массовой информации уводят его в сферы, максимально удаленные от всего святого и чистого, прочь от Элуля и Рош а-Шана, от махзора (молитвенника на праздник) и шофара. Как же оторваться от этого и войти в Святая святых на встречу с Творцом, как удостоиться хорошего года?
В нашей недельной главе заповедано: поспешить похоронить того, кто был казнен за богохульство и идолопоклонство. В «Сефер а-Хинух» находим объяснение: если задерживать погребение, люди будут дольше видеть повешенного, вспоминать его дела и казнь. И при этом потеряют больше, чем обретут. Ведь они начнут думать о грехе, который он совершил…
Что же сказать о тех, кто читает и слушает о целом море преступлений, жестокости и распущенности! Это точно не поможет нам правильно подготовиться к Дню Суда, к трублению в шофар. К записи на хороший год в Книге Жизни…
Самое главное — оторваться от «переперченных» (мягко говоря) СМИ хотя бы в этот месяц, чтобы заслужить хороший год!
Насколько опасно попасть под влияние ложных мнений — нам поможет понять следующая история. В благословении после трапезы мы произносим: «Он будет воздавать нам добром во веки вечные — в милосердии и сострадании, любви и благосклонности, спасении и успехе». Сначала здесь идет просьба о спасении, а затем — об успехе. Подобную просьбу мы находим в Аллеле: «Мы молим: Господь, спаси нас! Мы молим: Господь, даруй нам успех!»
Зачем просить об успехе после того, как уже попросили о спасении?
Удивительное объяснение предложил раби Йехезкель Сарна — на благодарственной трапезе, устроенной партией Агудат Исраэль в Еврейском квартале после освобождения Стены Плача.
Раби Сарна рассказал, что, когда учился в ешиве Слободка, там был очень талантливый парень, которого все любили. Звали его Гедалия. Он тяжело заболел, и его положили в больницу на полгода. Все ученики молились о его исцелении. Когда он выздоровел, оказалось: всё это время он общался с врачами — крупными специалистами в области медицины, но — людьми с весьма примитивным материалистическим мировоззрением. Он поддался их влиянию.
Гедалия выздоровел, но в ешиву уже не вернулся. Вот вам пример спасения, но — без успеха.
Гаон раби Йехезкель воскликнул: «Мы молимся Всевышнему, чтобы Он спас нас, но — только если спасение принесет с собой успех. Если же нет, мы готовы отказаться и от спасения. При освобождении Старого Города мы достигли спасения, и Всевышний вернул нам то, что осталось от нашего Храма. Но если это приведет к тому, что хотя бы один еврей в нечистоте взойдет на Храмовую гору, это спасение ничего не стоит».
В этом заключен важный урок. Каждый из нас время от времени удостаивается спасения. У нас случаются чудеса и просветления Свыше почти каждый день. В такой момент мы обязаны остановиться и задать себе вопрос: ради чего Святой, благословен Он, совершил это спасение?
С какой целью Он даровал нам этот свет? Только ради продолжения материальной жизни? Или, может быть, всё-таки надо «использовать» это спасение, чтобы добиться духовного успеха? Конечно, спасение действительно нужно использовать, поднимаясь с его помощью к духовности (Эсрим вэ-Арба Шева).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его