Темы: Воспитание детей, Оцарот, Изучение Торы, Бейт мидраш, Хедер
«И сказал Господь Моше: объяви (буквально: скажи) священникам, сыновьям Аароновым, и скажи им: (никто из них) да не осквернится (прикосновением к умершим) из народа своего» (Ваикра 21:1).
Так начинается наша недельная глава. Почему повеление «скажи» повторяется дважды? Раши комментирует: «“Скажи… и скажи” — (написано дважды), чтобы предостеречь взрослых об (опасности, угрожающей) детям». Обязанность сохранения чистоты — очень строгая: взрослые несут ответственность за чистоту детей и должны беречь их от осквернения. Эти слова Торы имеют значение не только для коэнов и не только в ситуации прикосновения к умершему.
Всегда, во все времена существовало два пространства: улица и бейт-мидраш (дом учения). Еще две тысячи лет назад те, кто изучал Тору, благодарили Творца за то, что «Он дал им удел среди сидящих в доме учения, а не среди сидящих на перекрестках (т.е., бездельников».
Нашему праотцу Яакову, обитающему в шатрах, противопоставлен Эсав, человек поля, проводящий время «снаружи». Бейт-мидраш — это место света, смысла, продвижения, а улица — место тьмы, пустоты, деградации.
Но никогда еще улица не была настолько грязной, как в наши дни, не была в такой мере местом соблазнов и осквернения. Одежда не скрывает «анатомии». Рекламные щиты бьют по глазам. СМИ без устали льют грязь. Теперь обязанность, возложенная Торой на родителей, становится вдвойне актуальной: «Скажи и скажи!» Тора предостерегает взрослых о риске, которому подвергаются их дети. Насколько важно оберечь их от скверны, от пагубного влияния улицы! И сделать это можно лишь одним путем: приучить их к бейт-мидрашу, месту чистоты (Бэха Батахну, Вавэй а-Амудим).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его