Темы: Эмор, Оцарот, Уважение, Рассказы, Отношения с людьми
«И вышел сын еврейки, он же сын египтянина, и поссорились в стане сын еврейки той с евреем. И проклинал сын еврейки Имя, и поносил. И привели его к Моше; имя же матери его Шломит, дочь Диври, из племени Данова» (Ваикра 24:10, 11).
Автор книги «Баалей Брит Аврам» отмечает: Тора сообщает, что это был за человек, только после того, как его приводят к Моше. Тогда мы узнаем имя его матери. Почему?
Раби Авраам бар-Мордехай Азулай объясняет: это хвала народу Израиля. Хотя евреи знали, что у этого человека есть проблемы с родословной, они не оскорбляли его и не раскрывали его позор. И, хотя он был задиристым и конфликтным, на него не указывали, не называли его имя: «…и поссорились в стане сын еврейки той с евреем». Не открывают ни его имени, ни имени его матери, чтобы не позорить ее.
Имя его матери не называли, даже несмотря на то, что он проклинал Б-га. Лишь после того, как его привели к Моше и об этом услышал весь Израиль, и все стали спрашивать: «Кто же осмелился так поступить?», — было объявлено его имя.
Такова нравственность Торы, таков обычай евреев поколения пустыни. Сравним это с «этикой» СМИ, когда любой человек, против которого выдвинуто обвинение, подвергается публичному унижению и никак не может защититься. Если мы не хотим оскорбить человека, проявляем уважение к нему, мы побуждаем и его не оскорблять нас. Возможно, тогда и он будет уважать нас и изберет добрый путь. И так мы окажемся победителями.
Рассказывают: некий царь узнал, что есть в его царстве необыкновенно меткий стрелок. Царь уже много лет искал себе достойного соперника в стрельбе, и, как только услышал о том человеке, сразу же пригласил его во дворец, чтобы устроить публичное состязание — в присутствии своих князей и слуг.
Естественно, царь сам открыл состязание, и все быстро поняли, что он стреляет профессионально. Почти все его пули попали в цель. Настала очередь соперника, и первая же его пуля попала в край мишени, точно так же — вторая и третья, и четвертая… Князья начали перешептываться: да это неудачник, даже малый ребенок стрелял бы лучше.
Но царь, у которого был зоркий глаз стрелка, заметил кое-что интересное. Хотя пули и не поразили «десятку», все они попали в одну точку, а для этого необходимо большое мастерство, лишь опытный снайпер может добиться такого результата.
После состязания, в котором, естественно, победил царь, он вызвал к себе соперника и потребовал объяснений: «Если ты мастер, почему промахнулся мимо цели? А если не мастер, как ухитрился уложить все пули в одну точку? Предупреждаю: говори только правду!»
Ответ этого стрелка важен для нас, его мудрый метод применим во многих жизненных ситуациях спора или соревнования: «Господин мой царь, я поступил так из уважения к тебе. Хотел, чтобы все видели, что ты — победил. Я также опасался, не причинишь ли ты мне зла, если покажу свое превосходство в стрельбе. Тем не менее, я дал тебе намек, уложив все пули в одну точку, зная, что только ты это заметишь».
Иногда мы стремимся победить, но забываем, что именно является победой. Согласно святой Торе, оказаться правым в споре еще не значит победить. Многие были правы, но потеряли жизнь из-за своей правоты. Главная наша победа — над злым началом, которое стремится вовлечь нас в глупые склоки и бесплодные бессмысленные споры.
А лучшая победа — помочь собеседнику понять нас, проявляя к нему уважение и не создавая ему неприятных ощущений. Вот где настоящая победа! (Маайан а-Шавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его