Темы: Скромность, Ки тиса, Милосердие, Оцарот, Рассказы
«Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израиля при переписи их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их» (Шмот 30:12).
Наш учитель Бен Иш Хай говорит: слово «виноград» (גפן) записывается теми же буквами — гимел-фэй-нун, — что и слово «мор», «эпидемия» (נגף) — нун-гимел-фэй. Чем эти слова похожи? Буквой гимел, которая «намекает» на добрые дела (гмилут хасадим). Как известно, «ножка» буквы гимел «идет» в направлении следующей за ней в алфавите буквы далет, поскольку благодетель должен сам идти за бедными (далим), чтобы помочь им.
А чем эти слова различны? Буквами нун и фэй. В слове гэфэн («виноград») фэй согнута, а нун выпрямлена, а в слове нэгэф («эпидемия») — наоборот. Это намек, помогающий понять, в каком случае благодетель будет благословен, подобно плодоносной виноградной лозе, а в каком — наоборот.
Если благотворитель протягивает бедняку руку помощи, подобно вытянутой букве нун, а уста его сжаты, подобно букве фэй-пэй (пэ — «рот» на иврите), и не хвалятся своей щедростью, он будет благословен, подобно виноградной лозе. Но если он сожмет руку, подобно согнутой нун, а уста его будут широко открыты, подобно протяженной букве фэй-пэй, и полны обещаний, которые он и не думает исполнять, то придет нэгэф — мор, эпидемия, не дай Б-г.
Об этом и сказано: «пусть каждый даст выкуп за душу свою»: когда милосердие оказывают подобающим образом, тогда «не будет мора среди них», а будут благословенны, как лоза винограда.
Когда человек помогает другому с радостным сердцем, он лишь выигрывает. «Колесо вращается», и наступит день, когда тот, кому мы помогли, поможет нам. Вот почему никогда не следует поворачиваться спиной к тому, кто просит о помощи.
Об этом сказано в притче о мыши и ее друзьях.
Одна мышь выглянула из своей норы и увидела, что крестьянин, хозяин дома, принес мышеловку. Мышь содрогнулась и пошла просить помощи у друзей во дворе.
Пришла к петуху и сказала, что ей приготовили ловушку. Петух ответил: «Это не моя проблема, справляйся сама».
Мышь отправилась к барану, а тот ей ответил: «Ничего не поделаешь, госпожа мышь, я могу разве что помолиться».
Пошла к корове, а та посмеялась: «Это всего лишь мышеловка, мне-то что до этого?»
В отчаянии вернулась мышь в свою норку. Ей уже мерещилась близкая смерть, ведь ловушка была готова…
Ночью раздался сильный шум. Выяснилось, что в ловушку попала ядовитая змея. Жена крестьянина пыталась вытащить ее, а та ее ужалила. Женщина заболела, а что полезнее для больного, чем куриный бульон? Пошел крестьянин и зарезал петуха.
Навестить женщину пришли друзья и соседи. Как же оставить их без угощения? Зарезали барана. Через месяц больная выздоровела и семья решила устроить благодарственную трапезу. Для этого пришлось зарезать корову.
Если слышишь, что ближний оказался в беде, не говори: «Это не мое дело». Откуда мы знаем, на кого еще «перекинется» эта беда? Если человек приходит с просьбой о помощи, не отворачивайся. Попытайся помочь, даже если это тебя не касается. Как мы поступаем с другими, так поступят и с нами, мера за меру: если мы поможем другим — нам помогут с Небес! (Маайан а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский