Темы: Бешалах, Оцарот, Исход из Египта, Рассказы
«И двинулся ангел Б-жий, шедший пред станом Израиля, и пошел позади них; двинулся и столп облачный от лица их, и стал позади них; И вошел он между станом египетским и станом израильским, и было облако, и мрак, и осветил ночь» (Шмот 14:19, 20).
Народ Израиля шел по пустыне, и огненный столп освещал для него ночь. Египтяне преследовали евреев, полагая, что те заблудились в пустыне. Они думали: Всевышний вывел евреев из Египта при помощи чудес, а затем бросил на произвол судьбы — пусть заботятся о себе сами.
Но когда египтяне приблизились, то увидели гигантский, возвышающийся до Небес огненный столп. И они поняли, что ошиблись: Б-г продолжает вести Свой народ, Он поместил Свою Шхину (Б-жественное присутствие) среди них.
Как же после этого египтяне не побоялись продолжить преследование и даже вошли в море навстречу своей гибели?
Наш учитель Альших а-Кадош объясняет: огненный столп освещал путь только евреям и шел перед ними. А позади них располагался облачный столп.
Слова «…и было облако, и мрак, и осветил ночь» означают, что мрак, мгла облачного столпа была настолько густой, что в сравнении с ней ночная тьма воспринималась как «относительный свет». Поэтому египтяне не видели огненного столпа. Они вообще ничего не видели — ни разверзшегося моря, ни водных стен морских «коридоров».
Народ Израиля видел чудеса, видел, как море было рассечено на двенадцать проходов, ил на дне его застыл, дорога была гладкой — и при этом было Откровение Шхины, как сказано: «Рабыня на море видела то, чего не видел Йехезкель бен-Бузи в своем видении» (Мехильта дэ-Шира 3, начальные слова «Зэ Э-ли).
А египтяне? Ничего! Они видели лишь тьму, облако и туман и, словно ослепшие, рвались вперед, не ведая, что происходит...
Мудрецы открыли нам: «Трудно (достается человеку) пропитание, так же (трудно, как было) совершить рассечение Тростникового моря» (Псахим 118а). И поиск супруги/-а труден, как рассечение моря (речь идет о втором браке). Понятно, что это невероятно трудно. Но от нас зависит, будем мы в этой ситуации подобны народу Израиля или уподобимся египтянам.
Если «огненный столп» будет идти впереди нас, глаза наши откроются для чудес, происходящих каждый день: как Творец дает нам пропитание, устраивает жизнь и семью; чудеса, — на каждом шагу. Или же будем, не дай Б-г, брести на ощупь среди мглы, как те египтяне, не ведая о чудесах, не видя руку Всевышнего, не признавая Его милосердие по отношению к нам.
Ключ к истинному видению — это доверие к Святому, благословен Он, и уверенность: всё, что Он посылает нам, направлено на наше благо.
В Китае, в заброшенной деревушке жил старый крестьянин. И был у него сын-юноша, а еще была лошадь. Жизнь крестьянина текла тихо и мирно, пока в один прекрасный день лошадь не исчезла из стойла.
Пришли к нему жители деревни выразить соболезнование в связи с потерей лошади. Сказали, что понимают: это было всё его достояние и теперь ему невозможно тяжело. Крестьянин спросил их: «Откуда вам знать, дурное это событие или доброе?»
На следующий день лошадь вернулась, а вместе с ней прискакало целое стадо красивых диких лошадей. Крестьянин обрадовался.
Пришли жители деревни и сказали ему: «Какая красота! Продай лошадей и разбогатей, ведь ты получил хороший подарок с Небес...»
Но крестьянин и на этот раз ответил им то же самое: «Откуда вам знать, это прекрасный подарок или зло?»
Спустя несколько дней, когда сын крестьянина пытался дрессировать одну из диких лошадей, она ударила его копытом, сын упал и сломал ногу. Пришли жители деревни и сказали: «Увы, бедный юноша! Как печально!»
А крестьянин ответил в своем духе: «Откуда вам знать, печально это или радостно?»
Через некоторое время началась война и всю деревенскую молодежь забрали в армию. Война была тяжелой, многие были убиты. Но сына того крестьянина в армию не взяли, поскольку у него была сломана нога.
Испытания приходят к нам каждый день. Иногда мы сразу распознаем «происки» злого начала и стараемся бороться с ним. Но в некоторых испытаниях нам трудно устоять. Иногда мы ощущаем, что не в силах вынести трудностей, но не понимаем, что это — наше личное испытание, «сшитое» специально для нас.
Мы, люди, видим лишь «на короткое расстояние». Видим лишь тот самый момент или час испытания, и не всегда нам удается понять: почему это пришло к нам? Или: как я сумею справиться? Но Творец мира видит вечность! Он в точности знает, что человеку нужно для исправления и продвижения.
Поэтому испытания точно соответствуют той силе «преодоления», которая имеется у человека в данный момент. Если человек выдерживает испытание, это поднимает и укрепляет его, даже если ему кажется, что испытание было послано «во зло» или что он не способен с ним справиться (Маайан а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский