«Пусть возьмут немного воды, и омойте ноги ваши; и прислонитесь к этому дереву» (Берешит 18:4). Непонятно: почему Авраам предложил своим гостям лишь немного воды? Разве не подобало ему дать им воду в изобилии? Ведь во всем остальном он не жалел сил, чтобы принять гостей максимально достойно! Так отчего же, именно когда речь зашла о воде, он повел себя так экономно?
Ответить на этот вопрос будет легче, когда мы прочтем следующую историю.
В ешиве раби Реувена Грозовского[i] «Бейт-Мидраш Эльйон» в городе Монси было принято давать ученикам особые задания. Некоторых из них посылали в соседнюю деревню: они должны были находиться в хлеву во время доения коров, чтобы гарантировать: в ешиву поступает «еврейское молоко».
Другие должны были возвращать на место книги, остававшиеся на столах в учебном зале после занятий. А некоторые должны были помогать главе ешивы, который в ту пору уже плохо себя чувствовал: у него была парализована правая сторона тела после инсульта.
Парень, получивший такое задание, должен был приходить рано утром в дом рава, омывать его здоровую правую руку, держать перед ним сидур (молитвенник) во время чтения утренних благословений, отвечать «амен», когда рав произносил каждое из них, помогать наложить тфилин.
Это была отнюдь не легкая работа… У главы ешивы была нарушена речь после инсульта, так что было не всегда легко понять, что он просит. Кроме того, его левая рука иногда непроизвольно дергалась, что создавало сложности при наложении тфилина.
Поэтому, когда однажды эту работу поручили юноше, недавно прибывшему в ешиву, тот испытал смешанные чувства. С одной стороны, он понимал, насколько великая заслуга — помогать главе ешивы, с другой — побаивался, т. к. более опытные ученики сразу сообщили ему, насколько это трудно.
И действительно, выяснилось, что задача гораздо сложнее, чем «новенький» представлял. Парень зашел в комнату рава рано утром и в напряжении ждал, когда тот проснется, чтобы омыть ему руки. Но когда он подошел к кровати с тазом и чашей воды и хотел омыть здоровую руку, вторая рука непроизвольно дернулась и задела чашу. И вся вода выплеснулась.
Парень поспешил снова набрать воды и с любовью и трепетом вернулся к кровати рава. Рав протянул левую руку для омовения. Но в этот раз от напряжения или из опасения, что у рава снова будет конвульсия или спазм, парень не направил струю из чаши как следует. И вода залила кровать и замочила одежду главы ешивы.
В этот момент парень желал больше всего на свете просто исчезнуть из комнаты… Но он знал, что должен выполнить работу! Поэтому он наполнил чашу в третий раз и, наконец-то, сумел сделать то, что нужно. Закончив, он поспешил вытереть руку рава, принести молитвенник и держал его перед глазами главы ешивы, чтобы тот прочел благословения. Отвечал «амен», а затем наложил тфилин на руку и голову рава.
Юноша уже готовился покинуть комнату, чтобы успеть на молитву в ешиве, когда услышал голос рава. «Как тебя зовут?» — спросил раби Реувен, и парень назвал свое имя.
«Откуда ты?» — продолжил рав. Получив ответ, он заговорил с учеником о его семье, соучениках и о том, насколько тот доволен ешивой.
Лишь после долгой беседы, убедившись, что парень уже успокоился насчет своих промахов, раби Реувен попрощался с ним и отпустил его.
Когда юноша рассказал друзьям обо всем, что случилось в комнате главы ешивы в то утро, они не знали, что и думать. Никто из них ни разу не удостоился, чтобы раби Реувен говорил с ними, когда на нем был тфилин. Но ради незнакомого ему, ничем хорошим пока не отличившегося парня, попавшего в неприятное положение, рав отступил от своего обычая и изменил привычке, которая была так важна для него!
Отсюда можно сделать вывод, что «украшение заповеди» (выполнение заповеди самым совершенным образом) — это, несомненно, важный обычай, как и всякое устрожение, имеющее основание в Торе. Но в каком случае это верно? Лишь тогда, когда такое действие совершается не за счет других. Если же «украшение» или устрожение заповеди достигается за счет других людей, оно становится абсолютно бессмысленным.
Так, согласно раби Яакову Нейману (ум. в 1983), можно ответить на наш вопрос о «недостаточном» гостеприимстве Авраама.
Ведь наш праотец Авраам доставлял воду для гостей с помощью посланников, о чем свидетельствуют слова «пусть возьмут». То есть, «возьмут» другие. Поэтому, хотя со своей стороны Авраам хотел выполнить заповедь самым совершенным образом, он смотрел, чтобы это не достигалось за счет других людей. Он не стал принимать на себя обязательства перед гостями, обещая, что им принесут много воды.
Хлеб же Авраам приносил сам, как сказано: «А я возьму кусок хлеба» (там же, 18:5), поэтому здесь он не экономил и не довольствовался малым количеством, а старался исполнить заповедь с максимальным совершенством, щедростью и изобилием (Лэламедха).
[1] Выдающийся раввин из Каменца в предвоенной Польше и затем глава Бейт Мидраш Эльйон (учебного заведения) в Монси около Нью-Йорка, выпускник ешивы Мир.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его