«Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы душа моя жива была чрез тебя» (Берешит 12:13). Авраам обращается к жене с просьбой и мольбой: сказать, что она его сестра. Он имеет основания предполагать: если египтяне узнают, что Сара — его жена, они убьют его, а Сару заберут. Нужно понять: если и в самом деле речь идет о спасении жизни, зачем Аврааму умолять Сару? Он должен был однозначно повелеть ей, ведь иного выхода не было. Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.
Однажды в греческий порт Салоники ехал еврей-извозчик на своей повозке. На перекрестке увидел незнакомого еврея, остановился и поинтересовался, не нужно ли чего незнакомцу. Тот сказал: «Не поможешь ли мне? Я иду уже несколько часов, ноги болят, сил нет… Если посадишь меня в повозку, это будет настоящим милосердием!» Извозчик согласился.
Но вот беда — спустя несколько часов он увидел, что кони устали. Решил зайти в придорожный трактир, оставил повозку у входа, а гостя взял с собой. Пригласил гостя поесть и даже остаться на ночлег за его, извозчика, счет. Но наутро этого щедрого человека ждал неприятный сюрприз: он услышал, как гость просит хозяина трактира быстрее подготовить коней и повозку, чтобы пораньше отправиться в путь.
Извозчик спешно вышел из комнаты, и к нему тут же обратился его пассажир: «Одевайся скорее, нам надо ехать! Мои кони уже отдохнули, можно отправляться!»
«Твои кони? Да ведь это мои кони, запряженные в мою повозку!» — воскликнул извозчик. Но обнаглевший гость не устыдился: «Лжец! Я ведь пожалел тебя и подвез бесплатно, а тебе еще хватает наглости претендовать на мою повозку и коней?»
Настоящий владелец коней и повозки не знал, что сказать. Как ему доказать свою правоту? Тут хозяин трактира обратился к ним: «Знаете что? В Салониках живет мудрец раби Яаков Кобо, уж он-то точно сможет разрешить ваш спор». Лучшего решения спорящие не видели.
Раби Яаков терпеливо выслушал их и велел подождать в соседней комнате, пока он вынесет решение. Оба еврея нетерпеливо ждали его решения, но время всё шло… Только через час в дверях появился раби и сказал: «Извозчик пусть первым войдет ко мне!» Настоящий извозчик сразу вскочил и подошел к раву, а пассажир лишь спустя несколько секунд сообразил, в чем дело, и тогда тоже поднялся…
Раби обратился к ним обоим и сказал: «Похоже, теперь все мы видим, кто настоящий извозчик. Это тот, кто встал сразу, когда я позвал. Он привык реагировать на обращение “извозчик”. А ты, — раввин повернулся к пассажиру-обманщику, — никогда извозчиком не был, поэтому у тебя заняло время сообразить, к кому обращаются».
На этом примере мы видим, насколько человеку трудно изменить самовосприятие и другие привычки. Кто привык зваться извозчиком, сразу откликнется на это обращение, а кто не привык — естественным образом не отреагирует, ему придется прежде «вспомнить, что происходит».
Теперь вернемся к нашему вопросу: на него отвечает раби Ицеле из Воложина. Авраам мог сказать Саре, чтобы она представлялась его сестрой в Египте, поскольку существует опасность для жизни. Но пользы от этого было бы мало: ведь она не привыкла так себя вести, если бы ей задали вопрос, она назвалась бы женой Авраама по привычке.
Поэтому еще в дороге Авраам просил ее начать привыкать представляться его сестрой — чтобы к прибытию в Египет она уже освоилась в этой роли и ничего не перепутала. В тот момент непосредственной опасности еще не было, потому он не мог требовать такого, но лишь умолял (Лэламедха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский