«Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы душа моя жива была чрез тебя» (Берешит 12:13). Авраам обращается к жене с просьбой и мольбой: сказать, что она его сестра. Он имеет основания предполагать: если египтяне узнают, что Сара — его жена, они убьют его, а Сару заберут. Нужно понять: если и в самом деле речь идет о спасении жизни, зачем Аврааму умолять Сару? Он должен был однозначно повелеть ей, ведь иного выхода не было. Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.
Однажды в греческий порт Салоники ехал еврей-извозчик на своей повозке. На перекрестке увидел незнакомого еврея, остановился и поинтересовался, не нужно ли чего незнакомцу. Тот сказал: «Не поможешь ли мне? Я иду уже несколько часов, ноги болят, сил нет… Если посадишь меня в повозку, это будет настоящим милосердием!» Извозчик согласился.
Но вот беда — спустя несколько часов он увидел, что кони устали. Решил зайти в придорожный трактир, оставил повозку у входа, а гостя взял с собой. Пригласил гостя поесть и даже остаться на ночлег за его, извозчика, счет. Но наутро этого щедрого человека ждал неприятный сюрприз: он услышал, как гость просит хозяина трактира быстрее подготовить коней и повозку, чтобы пораньше отправиться в путь.
Извозчик спешно вышел из комнаты, и к нему тут же обратился его пассажир: «Одевайся скорее, нам надо ехать! Мои кони уже отдохнули, можно отправляться!»
«Твои кони? Да ведь это мои кони, запряженные в мою повозку!» — воскликнул извозчик. Но обнаглевший гость не устыдился: «Лжец! Я ведь пожалел тебя и подвез бесплатно, а тебе еще хватает наглости претендовать на мою повозку и коней?»
Настоящий владелец коней и повозки не знал, что сказать. Как ему доказать свою правоту? Тут хозяин трактира обратился к ним: «Знаете что? В Салониках живет мудрец раби Яаков Кобо, уж он-то точно сможет разрешить ваш спор». Лучшего решения спорящие не видели.
Раби Яаков терпеливо выслушал их и велел подождать в соседней комнате, пока он вынесет решение. Оба еврея нетерпеливо ждали его решения, но время всё шло… Только через час в дверях появился раби и сказал: «Извозчик пусть первым войдет ко мне!» Настоящий извозчик сразу вскочил и подошел к раву, а пассажир лишь спустя несколько секунд сообразил, в чем дело, и тогда тоже поднялся…
Раби обратился к ним обоим и сказал: «Похоже, теперь все мы видим, кто настоящий извозчик. Это тот, кто встал сразу, когда я позвал. Он привык реагировать на обращение “извозчик”. А ты, — раввин повернулся к пассажиру-обманщику, — никогда извозчиком не был, поэтому у тебя заняло время сообразить, к кому обращаются».
На этом примере мы видим, насколько человеку трудно изменить самовосприятие и другие привычки. Кто привык зваться извозчиком, сразу откликнется на это обращение, а кто не привык — естественным образом не отреагирует, ему придется прежде «вспомнить, что происходит».
Теперь вернемся к нашему вопросу: на него отвечает раби Ицеле из Воложина. Авраам мог сказать Саре, чтобы она представлялась его сестрой в Египте, поскольку существует опасность для жизни. Но пользы от этого было бы мало: ведь она не привыкла так себя вести, если бы ей задали вопрос, она назвалась бы женой Авраама по привычке.
Поэтому еще в дороге Авраам просил ее начать привыкать представляться его сестрой — чтобы к прибытию в Египет она уже освоилась в этой роли и ничего не перепутала. В тот момент непосредственной опасности еще не было, потому он не мог требовать такого, но лишь умолял (Лэламедха).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его