«И явился к нему голубь… и вот, сорванный оливковый лист схвачен клювом его…» (Берешит 8:11). «Сказал раби Ирмия: молвил голубь пред Святым, благословен Он: “Владыка мира! Пусть лучше пропитание мое будет горьким, как олива, но из руки Твоей, чем сладким, как мед, но из рук человека!”» (Эрувин 18 б).
Нужно понять, чем голубю так не нравится пища, полученная из рук человека. До греха Адама проблем с пропитанием не существовало. Человек сидел в райском саду, а ангелы жарили ему мясо. Так было бы и дальше. Но из-за своего греха человек был проклят: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Берешит 3:19). А животные прокляты не были.
Однако из «слов» голубя мы узнаем, что отправляться на поиски пропитания — это, в сущности, тоже проклятие. Раби Исраэль из Саланта сказал об этом: «Человек, который перерабатывает, трудится сверхурочно, — гонится за проклятием “в поте лица своего будешь есть хлеб”. Многие думают, что это повеление, не понимая, что на самом деле это проклятие».
Один нищий пришел просить милостыню в большой город. Он явился к богачу и сказал, что нуждается в деньгах, чтобы выдать дочь замуж. Богач протянул ему 20 долларов через порог и отправил восвояси. Спустя несколько дней нищий вновь постучал в ту же дверь и, едва начав говорить, заплакал: «Я в тяжелой ситуации, никак не могу выдать замуж дочь. Уже не знаю, к кому обращаться. Помогите!»
Богач пригласил его в дом и сразу выписал чек на 10 000 долларов.
Бедняк спросил: «Почему, когда я пришел к вам в первый раз, вы дали мне всего 20 долларов, а сейчас даете всё, в чем я нуждаюсь?»
Богач ответил ему: «Когда вы пришли в первый раз, я видел, что вы ходите по городу, собирая деньги, и я был лишь одним из многих, к кому вы зашли. Поэтому я дал чуть-чуть. Но теперь вы говорите, что больше неоткуда ждать помощи и только я могу спасти, поэтому я дал всё необходимое».
Нечто подобное происходит, когда человек молится Всевышнему и говорит: «Владыка мира, пошли мне пропитание!» А про себя думает: «Если не дашь, я уж как-нибудь справлюсь. Возьму в долг у такого-то». Всевышний отвечает: «Не проблема. Я дам чуть-чуть, а с остальным сам разберись». Но когда человек приходит и плачет перед Творцом: «Мне нечего есть! Только Ты можешь помочь! У меня нет никого, кроме Тебя!», тогда Творец «открывает руку Свою» (Теилим 145:16) и дает ему всё (Оцротэйну).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его