Темы: Дарование Торы, Шавуот, Стыд, Рассказы
«Осветит Б-г лицо Свет тебе» (6:25). В сказаниях Мидраша говорится: «Осветит Б-г лицо Свое тебе» — Он даст тебе свет лица в Торе, как сказано: «Ибо свеча — заповедь, а Тора — свет». Еще сказано: «Три признака есть у этого народа: они милосердны, стыдливы и делают добро» (Йевамот 79 а). В Алахе постановлено: «Если ты видишь человека, который умножает ссоры со всеми, и который чрезвычайно дерзок, жесток или ненавидит людей, не делая для них добра, его опасаются, и от него следует отдаляться, поскольку это — признаки непригодности» (Эвен а-Эзер, 2:2).
Откуда евреи заслужили эти достоинства? По меньшей мере, у одного из них мы знаем источник: «У кого нет стыда на лице, о том известно, что его предки не стояли у горы Синай» (Недарим 20 а). Это наследие от дарования Торы. Нужно понять: почему эти качества укоренились в нас во время предстояния у Синая?
Хафец Хаим объяснял текст молитвы, благословение «Даруй мир»: «Ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Б-г Всесильный наш, Учение жизни и любовь к милосердию». Здесь «свет лица» — это дарование Торы, которую мы получили во время благоволения и света. Там мы обрели «Учение жизни», то есть 613 заповедей, и «любовь к милосердию», то есть качество, помогающее нам делать добро, и стремление к этому. Почему там?
По-видимому, ответ лежит в высказывании святого гаона, автора книги «Хидушей а-Рим» из Гура, к словам Гмары (Бава Батра 71 а) о том, что дающий другому родник на своем поле дает ему также и дорогу, чтобы пройти к роднику, и тот не обязан платить деньги за проход. Почему? Поскольку «каждый дающий дает с добрым глазом». Отсюда, — сказал гаон, — и Всевышний, когда даровал нам Тору, дал ее с добрым глазом, то есть предоставил нам также и дорогу, чтобы пройти к ней, — способности к ее изучению (Сиах Сарфей Кодеш).
Кроме того, Он дал нам также и хорошие личные качества для исполнения заповедей, как написал рав Хаим Виталь (Шаарей Кдуша 1:2): «Качества — это главная подготовка для 613 заповедей в их исполнении или нарушении… будучи обладателем хороших качеств, человек с легкостью исполнит все заповеди». И если сказано: «Дерзкий — в ад, а стыдливый — в рай» (Авот 5:20), Творец даровал нам качество стыдливости, благодаря которому мы удостоимся рая, несмотря на то, что евреи по своей природе — самые дерзкие среди народов (Бейца 25 б). И даровал нам любовь к милосердию, чтобы мы могли исполнять все заповеди совершения добра.
Сказано (Йевамот 103 б), что поскольку еври стояли у горы Синай, их нечистота прекратилась. Рашба объяснял, что речь идет о силе злого начала. Это тоже относится к понятию «давать дорогу» — Б-г уменьшил для нас силу злого начала так, чтобы мы могли преодолеть его и исполнять заповеди.
Возможно, все это включено в признание: «Если бы приблизил нас к горе Синай, но не дал нам Тору», но наделил нас лишь хорошими качествами и ослабил злое начало — было б достаточно нам. «Сколько же блага удвоенного и умноженного в том, что приблизил нас к горе Синай и дал нам Тору!»
Но при всем том Он не может помочь нам, если мы сами не будем действовать. А главное действие — держись за мусар и не расслабляйся — учи книги мусара почаще.
Выступал рав Аарон Твисиг.
У праведника-основы мира, раби Шломке Звилера, был известный помощник раби Элияу Рот, который был его правой рукой и прислужником в святых делах. Он был евреем, окруженным со всех сторон страданиями, и тем не менее чрезвычайно радовался жизни. Он рассказывал следующую историю.
В период становления государства Израиль экономическое состояниеортодоксального иудаизма было чрезвычайно тяжелым. Дети иногда умирали от нищеты и нехватки необходимого. Вследствие такого состояния многие и в духовном отношении пали его жертвами.
Раби Шломке делал все возможное, чтобы найти деньги и спасти души. Он раздавал деньги учащимся, чтобы они могли купить пищу и напитки, и чтобы собирали людей и рассказывали им истории о праведниках.
Однажды раби Элияу спросил его: «Как я могу рассказывать народу такие истории, когда сам я совершенно не нахожусь на этой ступени?»
Раби Шломке ответил ему: «Раби Элияу! Продолжай рассказывать дальше, ибо на то есть три причины. Во-первых — чтобы знали огромную дистанцию между нами и теми праведниками, о которых идет рассказ. Во-вторых — не может быть, чтобы после таких историй еврей не пробудился. В-третьих — сам рассказывающий неизбежно пробудится от собственного рассказа».
«Вот сегодня, — продолжил раби Шломке с улыбкой, — ты пришел ко мне, раби Элияу, — чтобы спросить, можно ли рассказывать истории, до которых ты сам не дотягиваешься. Откуда к тебе пришло такое побуждение — задать подобный вопрос? Это лишь потому, что ты рассказал одну из таких историй и пробудился! Поэтому я хочу, чтобы ты и дальше продолжал рассказывать».
В таком случае расскажу и я историю, хоть и не нахожусь сам на такой ступени.
В биографической книге о гаоне раби Шломо Залмане Ойербахе рассказывается, что перед тем, как начинать урок, он прежде заходил в комнату и запирался там на двадцать минут. Его зять спросил его: «Что Вы делаете в течение этих минут?»
Раби Шломо Залман отозвался: «Ты должен понимать, что я вкладываю много душевных и телесных сил в приготовление урока и его проведение. На уроке сидят молодые парни, а я излагаю им красивые построения. Но один играет с ручкой, второй — с цицитом, а третий болтает с другом.
Мне требуются огромные душевные силы, чтобы сдержаться и не оскорбить этих учеников. Поэтому перед уроком я учу мусар, чтобы, не дай Б-г, никого не унизить» (Кводам шель Исраэль).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский