Темы: Оцарот, Изучение Торы, Чтение для детей, Тора, Рассказы
Праведный гаон раби Яаков Галинский рассказывал.
Однажды ко мне обратился рав из Поневежа с вопросом: Мишна (Авот 5:14) перечисляет четыре вида идущих в бейт-мидраш. Один идет и ничего не делает — ему дается награда за ходьбу. Второй делает, но не идет — например, учится у себя дома, ему дается награда за учебу. Третий идет и делает — это хасид. Четвертый не идет и не делает — это грешник.
Рав удивился: как можно того, кто не идет и не делает, тоже отнести к категории «идущих в бейт-мидраш?» Ведь у него нет никакого сходства с ними!
Интересный вопрос!
Затем он сказал мне: «Послушай ответ…
Сидит парень в бейт-мидраше и испытывает кризис в учебе. Такое бывает. Сердце закрылось, желание пропало, энтузиазм угас, источники новых открытий иссякли. У него возникла мысль сбежать, покинуть бейт-мидраш.
И тогда он видит тех, кто не идет и не делает — у кого нет вообще никакой связи с бейт-мидрашем, они даже не представляют себе, что это такое. Он смотрит на них и видит, как они выглядят, каков их мир, чем они увлекаются, на что опираются в жизни, и насколько они ничтожны.
И тогда он понимает, что его место — в бейт-мидраше. Там все его представления, его мир, его взгляды на жизнь. И Б-г помогает ему.
Тяжелый период проходит, сердце открывается, и постижения возвращаются. Он находит свое место и движется вверх. Кто помог ему? Те, которые не ходят и не делают. Вот почему они тоже причислены к “идущим в бейт-мидраш”».
Однажды такое произошло и со мной. Я был приглашен выступать в одном месте. Люди собрались, я взошел на трибуну. Внезапно вошел молодой человек с кудрявыми волосами и серьгами в ушах. На пышных кудрях едва держится кипа, словно перевернутая лодка на бурных волнах. Он обратился ко мне и сказал, что является журналистом известной газеты. Может ли он взять интервью у присутствующих?
«Я сам гость здесь, — ответил я, — спроси лучше у организаторов».
Он пошел спрашивать, а я начал свое выступление. Потом он сел, стал слушать, открывал рот, когда все открывали, смеялся, когда все смеялись. После выступления он поднес микрофон ко рту одного из слушателей.
«Скажите, — спросил он, — Вы из религиозной семьи?»
«Нет, — ответил тот, — я вернулся к религии сам».
«О, тогда скажите мне. У кого, по-вашему, больше доля в будущем мире: у Вас или у религиозного парня из Бней-Брака?»
Тут я подумал, что мог бы сам ответить на такой вопрос. Конечно, в том месте, где стоят баалей-тшува (вернувшиеся в религии), даже совершенные праведники не могут устоять!
Но собеседник журналиста ответил: «Несомненно, у парня из Бней-Брака».
Видимо, и сам журналист думал, как я, поэтому был удивлен таким ответом.
«Почему? — спросил он, — из-за того, что он больше изучал Тору?»
«Нет, — ответил слушатель, — поймите, я пришел к религии, потому что хорошо знаю, что творится на улице, видел всю низменность и ничтожность, все моральные болезни. Я понял, что от этого не спастись, кроме как через принятие законов Творца и жизни по Торе. Я спасал свою жизнь, и за это мне награды не положено. А если я получу ее, это будет чистым милосердием.
А парень из Бней-Брака рос в религиозном мире, он знал, что снаружи есть другой, бурный и многоцветный мир. Он не видел его и не знает, насколько там все плохо. Ему могло бы показаться, что там имеется нечто настоящее, но все же он выбрал остаться в шатрах Торы. Вот за это ему и положена награда».
Мне захотелось подойти и поцеловать его. Какое понимание и какая правда! (Майян а-Эмуна)
В праздник Симхат Тора мы читаем стих: «Тору заповедал нам Моше, наследие общины Яакова». Мудрецы отмечают, что нужно читать не «наследие» (мораша), а «обрученная» (меураса). Расскажем историю о раби Яакове Абухацере. Однажды он шел по делам, а его остановили исламские ученые, решив вступить с ним полемику.
«Не останавливайте меня, — сказал раби Яаков, — ибо меня ждет царица».
«Какое у тебя дело с нашей царицей?» — спросили они.
На это он ответил: «Нет, это наша царица, а зовут ее — Тора».
Они засмеялись, а он воскликнул: «Как вы можете сравнивать изучение святой Торы, которая была дана от Самого Творца, с вашими пустыми беседами?»
Они оскорбились и пошли жаловаться, что рав унизил исламскую религию, назвав ее «пустой беседой». Обвинительное письмо было отправлено правителю, который восседал в городе Фес. Эта история стала известна евреям, и они испугались. Пришли к раву со слезами на глазах и сказали: «Учитель наш, наша душа — ценой твоей души!»
Рав рассмеялся: «Что это вы заволновались? Дорога до Феса далека. Идите-ка каждый по своим делам». На пятый день по городу разнеслись слухи, что правитель вынес евреям смертный приговор и передал его вместе с тремя гонцами. Собрались евреи и с плачем пришли в дом к раву, а тот сказал своему праведному сыну раби Масоду: «Скажи им, чтобы расходились. Гонцы еще далеко, на расстоянии трех часов езды, тогда как спасение Б-жье — по мгновению ока».
Внезапно послышалось ржание лошадей. Все обернулись и увидели всадника на коне, рядом с которым шли еще две лошади. Выяснилось, что когда он въезжал вместе с соратниками в городские ворота, на них упали камни из арки, и двое из них погибли. А третий остался жив, чтобы рассказать об этом чуде.
Мусульмане встревожились и решили отказаться от своего замысла. Они отменили обвинение, а евреи пришли в дом к раву с благодарностью. Он произнес: «Все это — лишь благодаря Царице, святой Торе! Идите же домой, а я вернусь к ней и буду изучать святую Тору».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский