Темы: Масэй, Психология, Оцарот, Чтение для детей, Мусар, Самосовершенствование, Рассказы
«И дадут левитам из наследия земли своей города, чтобы жить» (35:2). 408-я заповедь — чтобы остальные евреи давали левитам города, в которых те смогут жить, и они же станут городами-убежищами. В «Книге Воспитания» написано об этом так: «Колено Леви — избранное среди остальных и уготованное для служения Б-гу. Их территория была избрана, чтобы давать убежище каждому, кто совершил убийство по ошибке. Быть может, их освященная земля станет для него искуплением».
А в 342-й заповеди автор «Книги Воспитания» цитирует известный текст Рамбама, где говорится, что эти заповеди относятся не только к колену левитов, но и к мудрецам и изучающим Тору в каждом поколении. Когда люди живут по соседству с учеными Торы, то эти ученые не только искупают их грехи и делают им добро, но и заставляют их самих становиться лучше.
Наш учитель рав Штейнман много раз говорил мэру города Модиин-Илит, раву Яакову Гутерману, что на жителях города и их мэре в особенности лежит большая ответственность: «Ведь главы израильского общества, да и весь остальной мир тоже, проверяют, желая увидеть, сможет ли город, целиком состоящий из изучающих Тору, полноценно функционировать. Вы должны знать, — добавил наш учитель, — что все смотрят на вас с ожиданием: получится ли у города, в котором все население ортодоксально и тщательно соблюдает заповеди, как следует обустроиться, если им руководят исключительно в соответствии с Торой и святостью?»
Когда у вас все чисто и исправно, это влияет не только на жителей города. Есть также большое влияние и на тех, кто находится далеко, поскольку и они видят славу соблюдающих Тору. И если уж мы упомянули чистоту в городе, требующую, чтобы мусор и грязь не валялись на улицах, приведем историю, которая также говорит о мусоре, хоть и с другой стороны.
Гаон раби Аарон Бакшт, бывший одним из учеников раби Йерухама, машгиаха из Мира, однажды встретил одного из великих адморов, и между ними завязался интересный спор, в котором содержится важный посыл в отношении служения Творцу.
Адмор знал, что раби Аарон учился у раби Йерухама, и попросил рассказать ему какое-нибудь открытие в Торе, которое тот слышал за последнее время от машгиаха. И действительно, раби Аарон Бакшт повторил речь, которую машгиах произнес в ешиве Мир на тему изречения мудрецов из трактата Авот: «Зависть, вожделение и почести уводят человека из мира», и о том, как избежать этих дурных качеств.
После того, как тот закончил пересказывать речь, адмор обратился к раби Аарону и сказал: «Не понимаю, почему вы все время занимаетесь… грязью различных порочных и презренных качеств. Когда я выступаю перед своими хасидами, я побуждаю их стремиться к вещам, находящимся на вершине мира. Я говорю им, что еврей способен достичь высот. И когда они знают об этом, и эти слова укореняются внутри них, все пороки и дурные наклонности уже сами собой уходят и не могут властвовать над ними».
Раби Аарон Бакшт обратился к человеку, который в ту пору работал машгиахом ешивы Мир в Шанхае — к гаону раби Й. Левинштейну — и спросил его о том, что сказал адмор. «Ведь, на первый взгляд, адмор говорит логичные вещи. Что же я могу ответить ему на это?» — спросил он.
Когда машгиах услышал пересказ их беседы, он ответил раби Аарону: «Почему же ты не рассказал ему о доме Сасона?»
История «дома» произошла незадолго до окончания второй мировой войны. Речь идет о еврейском торговце и богатом господине, которого звали рав Сасон. Он вкладывал деньги в приобретение дешевых участков земли и недвижимости в городе Калькута в Индии. Затем он продавал их по высоким и сомнительным ценам, а в результате заработал себе большое богатство.
Однажды индийское правительство сообщило о том, что продается большое место мусорной свалки. Это случилось после того, как весь мусор и хлам на свалке собрался в огромные горы. Учитывая развитие больших городов в округе, правительство решило перенести свалку в другое место, а предыдущее место продать. Весь мусор был засыпан толстым слоем песка, и место было выставлено на продажу. Нет надобности упоминать, что не так уж много желающих нашлось для такой покупки. А вот еврейский торговец рав Сасон был очень опытным и уже издалека «почуял» большие возможности и огромный потенциал, связанный с этим местом. Он приобрел данную территорию у правительства.
Удалив оттуда весь мусор, он начал возводить там жилые строения, но вот беда! Как только начали строить первое здание, инженеры, к своему удивлению, обнаружили, что фундамент проседает под землю. Каждый, кто изучал трактат Бава Батра, знает причину этого. Гмара говорит, что запрещено строить рядом с мусорной свалкой, поскольку земля там впитывает тепло и влагу от всех скапливающихся отходов и из-за этого становится рыхлой. По этой причине фундамент домов, которые строил рав Сасон на той территории, не устоял и разрушился.
Машгиах неслучайно рассказал все эту раби Аарону Бакшту. «Иди к адмору, сказавшему тебе, что он предпочитает говорить о “высоких вещах” и не пачкаться словами о пороках и недостатках, и скажи ему: в том месте, где есть мусор и грязь, невозможно строить здания. Такие сооружения не простоят долго и погрузятся под землю» (Мицвот бе-Симха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский