Темы: Балак, Билам, Оцарот, Учеба Торы, Чтение для детей, Рассказы
«И сказал Билам ослице: ибо ты издевалась надо мной, и будь меч в руке моей, я тотчас убил бы тебя» (22:29). Мудрый человек зашел в пивной кабак, чтобы убедить пьяниц воздерживаться от вина. Чтобы продемонстрировать им вред от алкоголя, он предложил им понаблюдать за увлекательным опытом. Он взял рюмку чистого виски, достал из кармана банку с червями, вытащил одного из червей и бросил в виски. Червь скорчился и через несколько секунд умер.
После демонстрации этот человек спросил одного из пьяниц: «Ну, ты понял, в чем смысл того, что я вам показал?»
Тот сделал глубокий глоток, подумал немного и произнес: «Да. Виски — это хорошо для здоровья, поскольку убивает червей в организме».
На всем пути Биламу посылались свыше ясные знаки, чтобы он вернулся. Но поскольку он всем сердцем хотел проклясть еврейский народ, он толковал все эти знаки в соответствии со своими планами. Похоже, подсознание человека способно привести его к интерпретациям, совершенно оторванным от реальности.
Все началось с того, что Всевышний обратился к нему с вопросом: «Кто эти люди с тобой?» Ясно, что вопрос был риторическим, с целью вступить с ним в диалог. Творец словно сказал: «Что за дела у тебя могут быть с людьми, которые хотят проклясть Моих детей?» Но Билам проигнорировал это и ответил, зачем пришли эти люди.
Впоследствии неспособность Билама воспринимать правду дошла до поистине комичных масштабов. Когда он ехал вместе с уважаемой делегацией старейшин Моава, чтобы проклясть Израиль, Творец изменил законы природы, и произошло такое чудо, какого еще не бывало в мире.
Ангел Б-жий встал на дороге, по которой ехал Билам. Тот не увидел ангела, но его ослица увидела и была вынуждена отклониться с пути и уйти в поле. Билам не понял, почему она так сделала и ударил ее. В дальнейшем, когда дорога стала извиваться между оградами, ангел снова преградил путь ослицы. Она прижалась к стене, придавив ногу Билама, а он снова стал бить ее. Когда же они проходили по самому узкому пути, и ангел явился в третий раз, бедной ослице ничего не оставалось, кроме как лечь на землю.
Когда Билам ударил ее в третий раз, к великому удивлению, у него на глазах произошло поразительное чудо: «И открыл Б-г уста ослице, и она сказала Биламу: что же я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже в третий раз?»
Совершенно не смутившись, Билам ответил ей и объяснил свое поведение: «Ибо ты издевалась надо мной». Он даже пробормотал в гневе: «Будь меч в руке моей, я тотчас убил бы тебя».
Попробуйте представить, как бы вы отреагировали после такого происшествия с говорящей ослицей. Любой разумный человек потерял бы сознание, а то и вовсе лишился разума, и уж как минимум, испугался и вернулся обратно.
Однажды в Америке сделали розыгрыш. Поставили слона рядом с общественным телефоном, а к его шее скрытым образом подвесили громкоговоритель. Когда кто-нибудь начинал разговаривать по телефону, он слышал, как кто-то рычал у него за спиной: «Эй, господин, может, уже пора заканчивать?» Оборачиваясь, человек к своему изумлению видел говорящего слона. Такое делали с несколькими людьми, снимая их реакции на скрытую камеру. Один убежал в испуге, второй закричал в истерике, третий остолбенел, но никто не ответил слону равнодушно: «Простите, я пришел раньше Вас, подождите, пожалуйста, терпеливо».
А вот Билам при всех своих дурных качествах ведет с ослицей диалог так, словно они уже привыкли к таким спорам с давних времен. Удивительно! Как Билам, который был пророком, игнорирует такие необычные знаки, посылаемые с Небес, значение которых очевидно: «Остановись и вернись обратно!»
Действительно, страсти и желания человека способны полностью искривить его разум и ослепить глаза и мозг, даже когда сама природа меняется перед ним. Хоть и неприятно признавать, но такое происходит с каждым из нас. Мы часто слышим именно то, что хотим услышать, видим то, что хотим увидеть, и понимаем то, что хотим понять. А все остальное — проходит мимо.
Двое людей могут видеть и слышать одно и то же событие, но при этом каждый останется со своим выводом.
Так, например, муж и жена слышат выступление, касающееся хороших отношений в семье. Выступающий говорит о постоянных спорах между супругами — то ли муж скуп, то ли жена расточительна. Рав говорит о том, как плохо быть скупым, и в то же время как плохо быть расточительным. И вот, как только супруги выходят после выступления, они сразу обращаются друг к другу: «Слышал, что сказал рав?»
«А ты слышала, что он сказал?»
И каждый услышал именно то, что хотел: жена — как плоха скупость, а муж — как плоха расточительность.
Поэтому на нас возложено постоянно стоять на страже, проверять и размышлять, действительно ли то, что мы слышали, было произнесено, или это лишь то, что мы хотели услышать.
Праведный магид, рав Шалом Швадрон имел обыкновение каждый раз вечером в шаббат произносить речь в бейт-мидраше «Зихрон Моше» в Иерусалиме. В один из таких вечеров он говорил о том, как важно устанавливать себе постоянное время для изучения Торы.
«Знаете ли, — обратился он к аудитории, — какой высокий уровень и какая сладость наступает, когда человек, завершив утреннюю молитву, садится изучить немного Алахи и Мусара? Нет ничего прекраснее! Это словно выпить газировку после горячего блюда в шаббат».
Прошло десять лет, и однажды рав Швадрон шел по улице, а к нему в большой радости подбежал некий еврей: «Уважаемый рав, я очень благодарен Вам, Вы изменили для меня шаббат!»
Рав был тронут и спросил: «О чем Вы говорите?»
«Вы помните то выступление вечером в шаббат, когда Вы сказали, что изучать Алаху после молитвы — это как выпить газировку после горячего блюда?» — улыбнулся тот человек.
Рав обрадовался, что его речь принесла результаты, и что теперь этот человек каждый день учится после молитвы. Но к его удивлению тот продолжил: «С тех самых пор я каждый раз слежу за тем, что пить стакан холодной газировки после горячих блюд, и это действительно приносит незабываемое ощущение» (Оцротейну).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его