Темы: Ор ахаим, Недельная глава, Тазриа, Оцарот, Чтение для детей, Проказа, Рассказы, Рав Замир Коэн
«Когда у человека на коже будет опухоль, или лишай, или пятно» (13:2). В нашей недельной главе мы становимся свидетелями одного из удивительных явлений. Человек совершает определенный грех, и без всякого предварительного извещения, на нем, на его одежде и на его доме появляются различные пугающие пятна.
У этих болезней нет никакой связи с той проказой, которую лечат врачи. Это неестественные болезни, насылаемые на человека с Небес в качестве наказания и искупления за его грехи.
Наиболее ясное доказательство того, что эта «проказа» не попадает в категорию естественных болезней, приводит святой автор комментария «Ор а-Хаим».
Он говорит, что по законам медицины известно: лечение кожных заболеваний и подобных явлений на стенах зданий требует солнца и проветривания. Здесь же, в случае с проказой, описанной в Торе, пораженного человека запирают и дом изолируют, без солнца и света. Тем не менее, именно благодаря такой изоляции эта проказа исцеляется.
Почему Святой, благословен Он, так сделал? Чтобы прокаженный знал, что речь не идет об обыкновенной болезни. Это противоестественные знаки, налагаемые на человека Высшим Провидением. Они призваны побудить его совершить раскаяние в своих грехах и вернуться на праведный путь. Следовательно, и методы исцеления отличаются от обычных и относятся к духовным. Только если человек сделает тшуву, проказа превратится обратно в здоровую кожу.
В наши дни такая проказа, как описано в Торе, не встречается. Указывает ли это на то, что наше духовное состояние лучше, чем в предшествующие эпохи? Почему, в самом деле, в наше время пропала проказа?
Гаон раби Овадия Сфорно объясняет, что у проказы, как уже сказано, была определенная цель: она должна была обратить внимание человека на его недостатки. Но кто способен принять такой намек? Только бодрствующий человек… В наши дни мы погружены в глубокий духовный сон, и такие намеки ничем не помогут.
Рав Замир Коэн приводит на эту тему прекрасную притчу: царь решил превратить один из городов своей страны в столицу. Как только он переехал жить туда, пришли рабочие, очистили город и привели все в порядок, придав улицам достойный вид. Каждый угол был украшен садами, а по дорогам стали ходить стражи, которые штрафовали каждого, кто бросал мусор. Ради безопасности города на воротах встали солдаты, которые проверяли каждого, кто хотел попасть внутрь.
Несмотря на все трудности, горожане признали, что приезд царя стал для их города настоящим благословением. Экономика достигла расцвета, и все жители начали богатеть. Они очень быстро привыкли к присутствию царя среди них и к тому, что их собственный статус чрезвычайно повысился. Спустя некоторое время, их гордыня привела к тому, что они провинились перед царем, и он решил перенести столицу в другое место.
Один человек, брат которого жил в той предыдущей столице, имел обыкновение навещать его раз в год. Каждый раз, приезжая к брату, он жаловался на то, как трудно стало попасть в город, и как его штрафовали за стряхивание пепла с сигареты на тротуар. Однако в этот раз, приехав навестить брата, он обнаружил, что ворота остались без надзора, и за чистотой улиц тоже больше никто не присматривал. Он вошел в дом брата радостный и довольный и громко поздравил его с тем, что теперь наконец-то он может жить без этих ограничений.
Брат, услышав такие слова, вздохнул тяжело и объяснил: «Как же ты не понимаешь? Именно этот надзор, бывший здесь, пока рядом с нами жил царь, приносил нам благо. Мы жили в чистом городе, экономика процветала, и мы были защищены от любых вредителей и террористов. А теперь посмотри на эти грязные улицы, на низкие зарплаты. Любой грабитель проникает в наш город без помех».
От притчи перейдем к ее значению. В прошлом, когда Шхина Б-га пребывала в народе Израиля, любая внутренняя нечистота, возникавшая от злословия, тотчас проявлялась наружу в виде пятен проказы.
Человек встречал друга на улице и, не замечая этого, начинал злословить на других, а затем возвращался домой и видел пятна проказы на своих стенах. Если он раскаивался, она проходила, но, если не исправлял себя, проказа переходила к нему на одежду. Если и после этого он не понимал, на что указывают ему эти знаки, проказа расцветала на его коже.
Таким образом грешника побуждали к раскаянию, и он очищался. Это похоже на организм, пораженный бактериями и ядами. Его температура поднимается и служит сигналом для человека начать лечиться от болезни. И хотя из-за высокой температуры больной может слечь в постель, она уничтожает микробов и выводит яды вместе с потом. Она также заставляет больного уйти на покой, который необходим для победы организма над болезнью.
Вот какая большая польза заключалась в явлении проказы. Это была предупреждающая лампочка для человека. Она побуждала его к самоанализу и очищала посредством страданий. Ему приходилось проводить семь дней снаружи стана и за это время проверять себя и исправлять свои поступки.
Но в наше время, когда духовная атмосфера настолько мутная, и наш Царь больше не присутствует среди нас, наше тело тоже больше не является настолько святым, чтобы выталкивать духовную грязь наружу. Эта проказа больше не встречается, поскольку от нее больше нет пользы. Фактически, это гораздо худшее состояние. Ведь духовное загрязнение от греха остается в теле подобно больному, пораженному бактериями и ядами, у которого в организме больше не действует механизм борьбы с ними. Человеку кажется, что он здоров, а на самом деле его болезнь прогрессирует без его ведома.
Все это означает, что в наше время мы должны остерегаться злословия даже больше, чем в древности. Ведь очищение посредством проказы, бывшее тогда, больше не действует (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский