Темы: Недельная глава, Оцарот, Чтение для детей, Ваэра
«Умножу Мои знамения и чудеса в стране Египта» (7:3). В этой недельной главе мы начинаем читать о египетских казнях, а в следующей главе подойдем к их завершению. Все эти казни отличаются друг от друга. Но есть ли между ними что-то общее?
От одного из великих мыслителей последних поколений, Сабы из Кельма, до нас дошло правило: если видишь книгу и хочешь понять, о чем она, — открой первую страницу. Там говорится об определенной теме, но возможно, книга занимается и другими темами. Как узнать? Перелистаем до последней страницы. Если и там речь идет о том же самом, можно сделать вывод, что эта тема проходит красной нитью через всю книгу.
В таком ключе Саба объяснил слова Гмары (Сота 14 б): «В Торе начало — дар милосердия, и конец — дар милосердия». Если эта тема фигурирует и в начале, и в конце, значит она пронизывает всю Тору. Наш учитель Хафец Хаим специально исследовал одну главу за другой в предисловии к книге «Аѓават Хесед» и действительно в каждой из них нашел удивительные указания на милосердие.
Вооруженные этим чудесным правилом, давайте поразмышляем о первой и десятой казнях. Выясняется, что обе они указывают на одно и то же, а значит, эта тема становится центральной осью, вокруг которой вращаются и все остальные казни. В первом случае Нил стал кровью, и рыба в реке умерла. Нил был жизнью для Египта — это была вода для питья и полива растений. Вдобавок, он доставлял египтянам рыбу, которая была для них основой всей животной пищи. «Помним рыбу, которую ели в Египте» (Бемидбар 14:5). Ведь скот воспринимался египтянами как божества, и его не ели. «Ибо мерзость для египтян всякий пасущий скот (Берешит 46:34). вот, зарежем мерзость египтян у них на глазах, разве не побьют они нас камнями?» (Шмот 8:22). Но, главным образом, египтяне гордились тем, что Нил разливается и орошает поля без всяких усилий со стороны человека (Дварим 11:10). Нил для египтян был богом (Танхума, Ваэра 13), на него возлагались все упования. И теперь он превратился в кровь, оставив их в смятении и беспомощности.
Во время последней казни смерть также пробралась в их окна. «Не было дома, в котором не было умершего, и был великий вопль в Египте» (Шмот 12:30). Но это не стало неконтролируемой гибелью, подобной эпидемии, оставляющей после себя опустошение. Умерли только первенцы. Первенец считался гордостью семьи, надеждой родителей и братьев, защитником и покровителем. В случаях, когда не было первенца, — наши мудрецы говорили, что умирал старший в доме.
И здесь, и там — одинаковое послание. Это были болезненные удары, поражающие самую основу жизни. Но урок, извлекаемый из этих происшествий, проникал глубоко в душу: казни ударяли по гордыне, разрушали то, на что возлагались надежды. Они оставляли после себя смятение и подавленность, беспомощность и беззащитность.
Привычная картина мира для этих людей рухнула: «Чтобы ты знал, что Б-гу принадлежит земля!» (Шмот 9:29). Все — в Его руках, а ты обнажен и беспомощен перед Ним!
В таком же ключе нужно исследовать и остальные казни. Дом — это убежище для человека, а лягушки завладели им. Они пробрались всюду, от подушки и одеяла до печи и теста. Тело — это убежище для души, но вши и язвы поразили его. Человек искал безопасности на улицах, но туда проникли стаи диких зверей. Он полагался на свой скот и стада, но мор сразил их. Полагался на урожай — его побил град и поела саранча. Полагался, по крайней мере, на порядок дня и ночи — светила меркнут для него, и мир покрывается тьмой.
Короче говоря, здесь проявилась не просто тяжесть наказаний и не просто знание о том, что Творец властвует над всем. Более этого и, возможно, главное среди всего — что мир египтян треснул и рухнул, разбившись на осколки. Все, на что возлагались надежды, подвело, пошатнулось и не выстояло: «Над богами их совершил Б-г суды» (Бемидбар 33:4). Все узнали, что есть лишь одно Убежище: «Вот Б-г — спасение мое, уверюсь и не убоюсь!» (Ишайя 12:2).
Нам было обещано: «Как во дни исхода твоего из страны Египта, явлю тебе чудеса» (Миха 7:15). Давайте посмотрим вокруг и увидим: разве «египетские казни» не повторяются вновь, расшатывая все виды убежищ? Все системы мировоззрения рушатся — военные и политические, социальные и экономические, и все это чтобы привести к единственному осознанию: «Благословен муж, уповающий на Б-га, и будет Б-г убежищем его!» (Ирмия 17:7)
Автор книги «Ноам Элимелех» добавляет к словам Писания (Шмот 10:2): «Чтобы ты рассказал в уши сыну своему и внуку, как издевался Я над Египтом, и о знамениях, которые сделал с ними», что именно благодаря этому исполнится сказанно «И познаете, что Я Б-г» — Я избавлю вас от ваших бедствий. Общий принцип в том, — написано в книге «Кдушат Леви», — что когда рассказывают о чуде, это чудо светит нам постоянно.
Рассказывают, как автор книги «Диврей Ихезкель» из Шинавы ехал в телеге и захотел зажечь свою курительную трубку. Пробовали сделать это, но ветер гасил спички одну за другой.
Тогда он сказал: «Однажды зажигали свечи в доме моего учителя раби Менахема Мендла из Риманова. Окна были открыты из-за жары, и ветер угрожал погасить свечи. Раби встал и сказал: “Владыка мира! Мне нужно, чтобы свечи горели во славу святого шаббата”, и в тот же момент ветер утих».
Завершив этот краткий рассказ, он промолвил: «Попробуйте снова зажечь трубку».
Зажгли спичку, и она не погасла. Он взял дымящуюся трубку и произнес: «Не думайте, что произошло чудо. Просто, когда хотите сделать что-либо, можно вызвать действие рассказом о праведнике, делавшем нечто подобное. Ведь Тот, кто ответил всем хасидам и праведникам, ответит и нам!»
Более того, раби Буним из Пшисхи говорил, что после того, как упоминают, что Б-г ответил Аврааму, Ицхаку и Яакову, Моше и Аарону, и всем праведникам поколений, остается еще и частный аспект. «Тот, кто отвечал мне до сих пор, ответит и теперь!» (Маамарей Симха). Поэтому скажем и мы: «До сих пор помогало нам Твое милосердие, не оставляй же нас навечно!» (Мекарван ле-Тора)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.