«И вывели его поспешно из ямы, и побрился, и сменил одежду, и пришел к фараону» (41:14). В течение двенадцати лет Йосеф был заточен в глубокой яме, и каждый день тянулся для него, как целая вечность. Никто не потрудился, чтобы достать его оттуда. Но когда наступил нужный момент, и Всевышний постановил вызволить Йосефа на свободу, все совершилось сразу и внезапно с огромной быстротой: его поспешно перевели из тюрьмы в царский дворец. Не прошло и часа, как на его голову уже возложили корону заместителя царя Египта, бывшего величайшим среди мировых государств древности.
Однако нужно понять: сначала его достали из тюрьмы с большой скоростью, словно речь шла о спасении жизни, а затем оказалось, что у праведного Йосефа хватает времени на бритье и переодевание. Если уж дело было столь неотложным, рабы фараона должны были тотчас вести его к своему господину, подобно тому, как врач или советник спешит к царю, не задерживаясь!
В комментарии «Сфорно» объясняется, что эта поспешность была устроена с Небес: «Подобно всем спасениям, приходящим от Б-га, которые совершаются в одно мгновение, как сказано: “Ибо близко спасение Мое, чтобы прийти”, и как сказано: “Если бы народ Мой послушал Меня, Израиль по путям Моим шел — тотчас врагов их поверг бы Я и на противников их простер бы Свою руку”. Так было и при избавлении из Египта, как сказано: “Ибо изгнаны были из Египта”, и наши мудрецы говорили, что тесто их не успело закваситься… И так же обещал Всевышний сделать в будущем: “Внезапно войдет в Свой чертог Господь”».
Вот почему в истории с праведным Йосефом, как только для него было постановлено взойти к величию, его тотчас поспешно вывели из ямы. Но после того, как он вышел оттуда, вступили в силу обычные правила, принятые среди царей, и ему предстояло побриться и сменить одежду. Ведь после того, как он уже был избавлен, причины для дальнейшей спешки исчезли.
То же самое будет, когда наступит время окончательного избавления. Наш праведный Машиах придет в точно отмеренный момент, внезапно и неожиданно. Он ни на минуту не опоздает и ни на минуту не опередит этот миг. Еще за мгновение до этого мы будем пребывать глубоко в изгнании со всеми бедствиями и невзгодами, а в следующий момент наступит совершенное избавление. Возможно, об этом и сказано: «В свое время я ускорю это».
Едва ли во всем мире найдется человек, который никогда не ведал вкуса «глубокой ямы» в своих проблемах, со своими страданиями и тревогами. Пока тяготимся своими невзгодами, мы недоумеваем: почему никто не старается вытащить нас из этой ямы? В сердце мы испытываем гнев за то, что «никто ничего не делает», чтобы решить проблему. Но мы должны знать: в тот самый момент, когда наступит время, нас поспешно выведут из ямы.
Старый раби из Черткова после ночи Седера, сказав «В следующем году в отстроенном Иерусалиме», отмечал: в народе говорят, что Машиах уже давно пришел бы, если бы не праведники, которые не дают ему это сделать.
И народ прав. Ведь написано (Шмуэль 2, 14:14): «Ибо не отторгнется от Него отверженный» — праведники не позволяют Машиаху прийти, пока не будут исправлены все души.
Нас заклинают, чтобы мы не ускоряли насильно приближение конца (Ктубот 111 а), а Раши объясняет — чтобы не умножали свои молитвы сверх меры.
Праведник и каббалист раби Ишайя Ашер Маргалийот рассказывал о своем дяде раби Ицхаке Цви, который привез его с собой в Иерусалим в 5666 году (1906) и растил его как своего сына. Он слышал от Магида из Триска, что однажды утром в праздник Шавуот его святой отец Магид раби Мордехай из Чернобыля долго не садился за стол, и это было чудом в глазах общины, а он и его братья поняли, что у этого есть какие-то скрытые причины.
Когда Магид пришел накрывать на стол, он сказал: «Не удивляйтесь, что я задержался до сих пор. У меня был возвышенный и святой гость — пророк Элияу, да будет он упомянут к добру. Он принес с собой обещание семи пастырей и восьми принцев (Сукка 52 б), а также всех праведников поколения, и все они согласились, чтобы пришел царь Машиах. Не хватало лишь моего согласия. У меня был с ним долгий спор, но я так и не согласился».
Я и мои братья поняли и промолчали, — продолжил Магид из Триска, — но там же был один рав, гаон и хасид, который сидел в первом ряду и не понял: «Раби, почему же ты не согласился?»
Тот ответил: «Если бы Машиах пришел сейчас, души, которые еще не прошли исправление, были бы отвергнуты».
Тогда этот рав стал горевать: «И что же? Из-за них избавление будет задержано?! Пусть с ними будет, что угодно, лишь бы Машиах пришел!»
«Да ну! — прошептал ему наш отец, — а откуда ты знаешь, что сам не в их числе?»
Поэтому и говорят: «В следующем году в Иерусалиме». Пусть избавление отодвинется немного — главное, чтобы все исправились, включая и нас самих! (Мекарван ле-Тора)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский