«И услышал Реувен, и спас его от рук их» (37:21). В Мидраше (Ваикра Раба 34:9) приводится следующее: «Если бы Реувен знал, что Святой, благословен Он, пишет о нем: “И услышал Реувен, и спас его от рук их”, то взвалил бы его на себя и отнес к отцу… Если бы Боаз знал, что Святой, благословен Он, пишет о нем: “Нащипал ей обжареных колосьев, и она поела и насытилась, и еще осталось”, он накормил бы ее жирными гусями».
Праведный гаон раби Цемах из Изуза цитирует этот мидраш и спрашивает: «Чему наши мудрецы желали нас научить?»
На это он отвечает: Всевышний дал нам силы и способности, о которых мы, как правило, недостаточно знаем, поэтому используем лишь малый процент от них. Если бы человек знал о величии заповедей и огромной награде за них, он непременно больше старался бы и больше вкладывался в их исполнение.
Рассказывает еврей, часто посещавший дом раби Мордехая Элияу. В молодости я старался бросить курить, но безуспешно. Когда мне было пятнадцать, я пошел просить благословение для этого у раби Мордехая. Тот благословил меня и велел отныне бросить курить. Я так и сделал. У меня в кармане была пачка сигарет, я выбросил ее и действительно за следующие два месяца полностью избавился от этой привычки.
Уже не помню, как снова взял сигарету в рот. Видимо, находился в стрессе. «Грех влечет за собой грех», и когда я вновь выкурил одну сигарету, за ней пришла вторая и третья. Я вернулся к курению, как прежде, по несколько пачек в день. К удивлению друзей, я оправдывал себя, говоря, что не в силах справляться с тягой к сигаретам.
Прошло время, и однажды в пятницу я зашел к раву получить благословение по другому вопросу. Рав начал рассказывать историю о гаоне раве Аврааме Антави, который был главой общины в Арам-Цова и удивительным человеком. Он размышлял, как приблизить всех членов общины к изучению Торы, и решил, что если приблизит богатого спонсора общины (еврея по фамилии Пицуто), за ним пойдут и остальные. Что же он сделал?
В конце молитвы Минха велел приготовить в синагоге кофе, и когда молитва завершилась, приятный кофейный запах уже разлетелся по залу. Рав Авраам Антави пригласил богатого Пицуто остаться, выпить кофе и присоединиться к учебе.
Тот извинился: «Не могу, у меня много дел».
Посмотрел на него рав решительно и произнес: «Ты можешь, просто не хочешь!»
Богач проигнорировал эти слова и вышел наружу к своей карете, где его уже ждала жена. По пути он рассказал ей о том, что было в синагоге.
Пока они разговаривали, извозчик внезапно остановил карету. Оказалось, что один из арабских князей, ехавший перед ними, застрял в грязи и перегородил дорогу. По его приказу все, кто ехал позади него, должны были засучить рукава и помочь его карете выбраться из грязи.
Богатый Пицуто, который никогда не занимался ручным трудом, не понял, что этот приказ касается и его. Он велел своему кучеру спуститься и помочь. Но араб не довольствовался этим и приказал, чтобы Пицуто также взялся за работу. Когда тот стал объяснять, что не привык заниматься такими вещами, араб ударил его по щеке и силой вытащил из кареты. Выбора не было — пришлось богачу пачкать руки и толкать карету вместе с извозчиками, пока она не поехала. Подошел арабский князь к кучеру Пицуто и поблагодарил его, затем подошел к его хозяину и вместо благодарности снова дал ему пощечину. Богач недоумевал: «Моему слуге ты сказал спасибо, а меня ударил?!»
Арабский князь ответил: «Ты сказал, что не можешь. А теперь своими руками доказал, что еще как можешь. Просто не хочешь!»
Когда Пицуто вернулся в свою карету, жена сказала ему: «Это ведь как раз то, что говорил тебе рав Антави: ты можешь, просто не хочешь!»
Раби Мордехай Элияу закончил рассказ, и все в комнате засмеялись, кроме меня. Я понял, что он говорит обо мне — я могу, если только захочу.
В тот момент я принял решение прекратить курить. Перестать говорить «я не могу». С тех пор и по сей день я больше не прикасаюсь к сигаретам (Оцротейну).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его