Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«А он сидит у входа в шатер на дневном зное» (18:1). Это было на третий день после его обрезания — в самый болезненный день. Что же сделал Всевышний, чтобы не напрягать Авраама? Вытащил Солнце из чехла и направил на землю его жар, подобный палящему огню. Кто же станет выходить наружу в такой день? Только сумасшедшие. Пусть так, но и они — создания Всевышнего. Он посылает Элиэзера, который говорит, что вокруг нет ни одной живой души. Но Авраам, во всем полагавшийся на него, утверждает, что рабам нельзя доверять. Он решает сам выйти и проверить (Ялкут Шимони 82).

Приходит Всевышний, чтобы навестить его, отвлечь его внимание явлением Шхины. Наш праотец Авраам разговаривает с Творцом, а сам посматривает — не идут ли гости? Ведь явление Шхины относится к миру награды, а гостеприимство — к миру служения.

У Творца словно не было выбора, кроме как облачить Михаэля, Гавриэля и Рефаэля в одежды арабов, поклоняющихся пыли на стопах своих, чтобы Авраам мог побежать им навстречу, поклониться перед ними, назвать их господами, зарезать быка для каждого из них и накормить их языком с горчицей.

И за каждое действие в этом списке он получил огромную награду на все поколения: «В пустыне, в поселении и в будущем мире» (Берешит Раба 48:10). Если же какая-то деталь не была выполнена на высочайшем уровне — например, вода была принесена помощником — то и потомки Авраама получили в пустыне воду через помощника (Бава Меция 86 б). Из-за этого произошли события у Меривы, и избавление было отложено.

Сам собой возникает вапрос: что же это такое? Почему этот акт гостеприимства был засчитан как вершина милосердных поступков нашего праотца Авраама? Ведь по всем соображениям он не был обязан его совершать — как с точки зрения разума, так и с точки зрения чувств; как из-за своего возраста и состояния, так и из-за гостей, которых не должно было быть в такой страшный зной. Более того, почему среди всех актов гостеприимства, на которые лишь намекают слова «И посадил тамариск» (21:33), именно этот ненужный акт был так подробно изложен? Ведь ангелам не нужна еда, питье и сопровождение.

Вспомним удивительную мысль праведного гаона раби Йерухама из Мира, которого другой праведный гаон, автор книги «Михтав ми-Элияу», увенчал прозвищем «Один из глубочайших людей поколения».

Писание говорит: «Иди к муравью, лентяй, посмотри на пути его и стань мудрее» (Мишлей 6:6). О чем нужно размышлять и чем умудряться, глядя на пути муравья? Мидраш говорит (Дварим Раба 5:2): «Муравей живет лишь шесть месяцев и за всю жизнь съедает лишь полтора пшеничных зерна. Был случай, когда в его норе нашли триста куров зерна, которые он собрал за лето на зиму. Поэтому Шломо и говорит: “Иди к муравью, лентяй, посмотри на пути его и стань мудрее"”.

Кто-нибудь это понимает? Давайте поразмышляем.

В норе у муравья нашли триста куров, а каждый кур составляет тридцать сэа, итого девять тысяч сэа. Сэа — это столько зерна, сколько можно посеять на площади пятьдесят на пятьдесят локтей. Это примерно 840 квадратных метров. В трехстах курах пшеницы хватит на более, чем семь с половиной миллионов квадратных метров.

Сколько мер по “полтора зерна” есть в одном квадратном метре? А сколько в десяти, в ста, в 840 метрах? Голова может закружиться! И это только одна сэа. А сколько в куре или в трехстах курах?

И от нас требуют, чтобы мы учились у такого муравья?! Неожиданный ответ раби Йерухама: да, именно так!

У муравья такое поведение происходит не от разума и не от чувств, а от природы и инстинкта. То же самое требуется от нас при исполнении Торы, заповедей и актов милосердия. Тора уподоблена воде, а евреи — рыбам в море (Брахот 61 б). Рыбы живут в воде по велению разума или чувств? Это их природа, таково их естественное место!

Какая чудесная мысль, какой обязывающий принцип!

Расскажем историю.

Группа хасидов пошла пешком к праведнику раби Моше из Коврина. По пути они поднялись на деревянный мост, чтобы перейти бурную реку. Посередине моста стоял русский солдат, который стал забираться на перила.

“Что ты делаешь?!” — закричали они.

Он обернулся и зарычал: “Вы евреи! Вы поймете”. Он рассказал, что был кантонистом — одним из еврейских детей, которых отобрали у матерей для служения в царской армии. Рассказал, какое давление оказывали на него и его товарищей, чтобы они оставили родную религию и сменили веру. Некоторые подчинились, некоторые умерли, а он выдержал. Остался евреем. Более того, все двадцать лет ему удавалось не оскверняться запрещенной пищей. Он отказался от мяса и супа, ел только хлеб и фрукты.

А теперь его начальник узнал об этом и разозлился: с какой стати солдат истязает себя голодом? Ведь он не принадлежит себе, он — собственность государя! Это ущерб царскому имуществу, за которое наказывают смертью. Офицер хочет заставить его оскверниться запрещенным мясом, но солдат предпочитает смерть, чем такую жизнь.

Хасиды обступили кантониста и попытались остановить его. Сказали, что по закону Торы он не вправе покончить с собой. Ведь офицер стремится не оторвать его от религии, но лишь укрепить его здоровье. А значит, нужно есть — о заповедях написано: “Живи ими!”

“Что?! — воскликнул кантонист, — я буду есть падаль и трефу?!” — и прыгнул в воду.

Пришли хасиды к раби и рассказали, что случилось. Он был крайне изумлен и взволновал. Поступил ли кантонист по закону? Конечно, нет! Но все равно он будет считаться святым и причислится к святым, умершим до него (Мекарван ле-Тора).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его