Давайте исполним слова мудрецов и послушаемся установления Моше Рабейну: «Моше установил для народа Израиля, чтобы спрашивали и толковали на тему дня: законы Песаха — в Песах, законы Ацерета — в Ацерет, законы праздника (Суккот) — в праздник».
Давайте изучим один из законов четырех растений и извлечем из него урок. Но сначала расскажем контекст. Эти четыре вида растений встречаются в стране Израиля и в других странах с похожими климатическими условиями. Ива растет и в холодных странах, а мирт богатые люди выращивают в своих садах. Но там нет пальм и этроговых деревьев. Их плоды нужно импортировать, но вот беда: этрог — нежный плод. В прошлом дороги были плохими, а транспорт медленным. Неоднократно в еврейскую общину приходил ящик с этрогами, и все оказывались непригодными для исполнения заповеди.
Цены росли, для простого народа стало недоступно покупать себе этроги, тем более этроги высочайшего качества, наилучшим образом подходящие для заповеди. Стали делать так: вся община покупала четыре растения, и все ее члены выстраивались в очередь, чтобы благословить и взять их в руки.
Случалось и такое, что целые общины оставались без четырех видов растений. Для такой общины не оставалось ничего, кроме как ждать, пока последний человек в соседней общине благословит над лулавом и побежит к ним, чтобы принести им заповедь. Ясно, что выдающиеся богачи, для которых не было препятствий, не жалели денег, чтобы достать лучшие из лучших лулав и этрог. Счастлив народ Израиля, что так обожает заповеди!
Здесь мы и подходим к Алахе. В «Маген Авраам» (658: 12) написано от имени «Мате Моше»: «Если у человека есть свой этрог, а в соседнем городе вообще нет, лучше ему отправить его им, а самому взять принадлежащий общине».
Поразительно! Человек трудился и работал, экономил каждую монету с одной лишь мечтой: чтобы, когда наступит праздник Суккот, у него был собственный этрог — чтобы ему не приходилось стоять в очереди, продвигаться шаг за шагом, поспешно благословлять и трясти растениями из-за того, что в очереди ждут еще многие, и следующий человек уже толкает его.
Одна мечта была у него: иметь свой собственный этрог, держать его во время чтения Ѓалели, украшая заповедь, покачивать им на словах «Благодарите» и «Пожалуйста», как того требует Алаха, обходить с ним вокруг бимы в синагоге.
Не станем отрицать: эта мечта включала в себя и обычную человеческую слабость. Он хотел, чтобы в миньяне на него смотрели с уважением, хотел стоять среди обеспеченных членов общины, которые могут себе такое позволить. Это ведь не преступление. Деньги свои он заработал честно, трудился ради этого всеми десятью пальцами. И все его желание — украситься заповедью!
Итак, он работал и трудился, экономил и в итоге приобрел желаемое. Теперь у него есть собственный этрог, и его мечта начинает сбываться. Внезапно ему рассказывают, что в соседнем местечке есть десяток евреев, и им не удается раздобыть четыре растения. Услышав такое, он расстается со всем, что ему удалось накопить, прощается с плодами своих трудов, отдает свой прелестный этрог. У него больше не остается уважительных взглядов соседей. Мечта, которая уже почти воплотилась, исчезает — ему необходимо отправить свой этрог в ту самую злополучную общину.
Он незнаком с теми, кто в ней живет, и даже не представляет, кто это такие. Достаточно знать, что там есть евреи, нуждающиеся в этроге. Значит, и в этом году ему придется стоять в очереди, медленно продвигаться, поспешно трясти растениями и возвращаться на свое место. На место он вернется уже с пустыми руками, но где-то там, в райском саду, он приобрел для себя новое место — у восточной стены! Там он обрел новый мир.
Что же мы учим из этого закона? Есть похожий закон, касающийся Хануки: «Если у человека есть ограниченное количество масла, а у другого вообще нет, лучше каждую ночь зажигать по одной свече, а остальное отдать другому. Ведь по закону нет необходимости в более, чем одной свече». Ты не можешь быть «лучшим из лучших» в исполнении заповеди в то время, как твой товарищ сидит во тьме (в обоих смыслах слова).
Мы выучили отсюда, что иногда у другого человека нет ничего, и он не в силах исполнить заповедь, а ты способен утолить его жажду и дать ему все недостающее. В такой ситуации ты не вправе отвернуться и проигнорировать его. Тебе нельзя говорить: «Пребудь с миром, душа моя. Я буду украшать заповеди, буду подниматься все выше и выше, расширять свои познания и жить в защищенном духовном мире».
Не таков правильный путь. Спустись с горы к народу, откажись от украшений, чтобы позволить другим получить хотя бы самое базовое. Преподай им урок Торы, Алаху, Агаду. В конце концов, это и есть самое большое украшение во славу Всевышнего. И для Него ничто иное не представляет большего удовольствия.
Каждый действует согласно своей ступени и своим возможностям. Так поступает учитель для своих учеников, отец для детей и каждый — для своих близких и соседей. Ведь если придет этрог и даже приведет с собой лулав и мирт, все еще останется вопрос: а где же ива? (Майян а-Моэд)
Что такое Алаха — Еврейский закон? Читайте наш обзор на сайте.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский