«Помни дни мира» (32:7). Закончились дни трепета — настало время обернуться и посмотреть, в чем мы изменились. И если мы придем к выводу, что эти дни прошли над нами, не оставив следа, возникнет вопрос: неужели мы настолько опустились, и сердце наше настолько очерствело?
Чтобы не дать место отчаянию, приведем историю, рассказанную раби Нахманом из Бреслава.
Жил один праведник, который критически рассматривал свои поступки. А праведники, как известно, находят у себя недостатки. И одолело его из-за этого большое уныние.
Хотел он радоваться, но чему тут порадуешься? Ведь его заповеди — словно половина, треть или четверть от того, что должно быть. В итоге он решил: «Будь, что будет, но все-таки треть или четверть у меня есть, а значит, я удостоился служить моему Творцу».
Начал он радоваться от того, что Б-г создал его евреем. «Счастлив я, как хороша участь моя, и как прекрасен удел мой!» И так продолжалась и росла его радость, пока он не почувствовал, как от нее он стал все больше подниматься вверх. И не только дух его возвышался, но и само его тело поднималось ввысь, парило в небесах. Какое удивительное переживание!
В самый разгар радости ему стала досаждать одна мысль: ведь природа радости такова, что она усиливается, пока не достигнет пика, а затем угасает. И если он за это время увидел необозримые просторы, поднялся через миры, взобрался на вершины, кто знает, какое расстояние он уже прошел и куда затем приземлится? Сам он не терял уверенности в том, что Творец позаботится о нем. Но что скажут его родные, когда он не вернется домой? Позовут на помощь, начнут искать и ничего не найдут…
Эта мысль засела у него в уме и погасила радость. Стало ясно, что весь его полет начался из-за радости, а теперь подошел к завершению. Начав беспокоиться, наш праведник стал терять высоту. Постепенно он снижался, а сердце его тревожилось: куда же он приземлится?
Он почувствовал твердую почву под ногами. Оглянулся — он в той же самой комнате, где и был. Раби Нахман говорит об этом так: «Он понял и увидел, что находится точно в том же месте, где был вначале, и совсем не сдвинулся, разве что на толщину волоска, которую человеку не измерить, и лишь Б-г знает ее. Праведник сильно удивился: он так высоко парил в мирах, а здесь внизу совсем не сдвинулся. Ему показали, что в глазах Б-га даже малое движение на один волосок в этом мире настолько дорого, что перед ним ничего не стоят тысячи миров и верст!»
Очевидно, это всего лишь притча. В месяц Элул, в Рош а-Шана и Йом Кипур мы «парили», испытывали глубокие переживания и страх суда. Но после этого «приземлились» и стоим на том же самом месте. Печально думать об этом…
Ответ в том, что это не так! Эти святые дни, несомненно, повлияли на нас. И даже если мы сдвинулись всего на толщину волоса, мы все равно не представляем, как драгоценно для Всевышнего это движение! (Веигадта)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его