Святые евреи, облаченные в белое, в посте и молитве просят босиком прощения перед Господом, испытывающим сердца, открывающим глубины, изрекающим справедливость. Они произносят: «Согрешили мы пред Тобой, смилуйся над нами». Добрый и творящий добро, Он знает все тайное, побеждает грехи, облекается праведностью.
В чем смысл такой просьбы? Если уж согрешили, как это оправдывает просьбу о прощении и уклонение от наказания?
«У Б-га Всесильного милосердие и прощение, ибо согрешили перед Ним. У Б-га Всесильного милосердие и прощение, ибо взбунтовались против Него. Не возлагай на нас грех, который по глупости мы совершили. Согрешили, Твердыня наша, прости нас, Создатель наш». Мы сами-то понимаем то, что произносим? У Б-га должно быть нас милосердие, потому что мы согрешили?! И за это Он смилостивится над нами? Что мы хотим этим сказать?
Мы стоим на суде, а в устах у нас странная просьба: «Не вступай с нами в суд, ибо не оправдается перед Тобой ничто живое». В чем смысл? Мы хотим отменить день суда, отодвинуть Йом Кипур?
Конечно же, нет. Суд совершится, хотим мы того или нет. Всевышний не уступает даже на кончик буквы Йуд. «Каждый, кто говорит, что Святой, благословен Он, уступчив, — лишится жизни» (Бава Кама 50 а). Чего же тогда мы просим?
Ответ прост. Бывает суровый и беспощадный суд, а бывает любящий суд, который считается с подсудимым и склоняет чаши весов к милосердию. Вот вам пример.
Это гипотетический пример, и мы надеемся, что такого не было в действительности. Еврей был загружен работой, он трудился до изнеможения. Поднимался и спускался, бегал и возвращался, обслуживал клиентов и упаковывал товары. Внезапно он взглянул на часы и содрогнулся — время Минхи прошло, а он не помолился.
В Йом Кипур его поступки будут рассмотрены: свет и сияние, радостные шаббаты и праздники, он создал великолепный еврейский дом, дал детям религиозное воспитание, торговал честно, «да» для него означало да, а «нет» — нет. Вечером, несмотря на усталость, он шел слушать урок по Гмаре. Поистине, «Израиль, в котором прославлюсь!»
И вдруг — мрак и ужас! Пропущенная молитва Минха. Ангелы и серафы содрогаются: Какая неблагодарность! Он не предстал перед Творцом, чтобы благодарить за свою жизнь и просить о ней. Он был занят… своими несчастными копейками! Стыд и позор, рожденный женщиной, слепленный из глины — и у него есть занятия важнее молитвы?! Каков будет его приговор? Ого!
Но душа человека просит: «Не вступай с нами в суд» — включи силу милосердия. Склони весы к чаше оправдания. Пойми меня, я всего лишь человек, со слабостями и заботами, мелочами и проблемами. Понять — значит простить. Пожалуйста, Ты ведь добрый и прощающий, жалостливый и милосердный!
Он просит, говоря языком наших мудрецов, чтобы Всевышний встал с трона суда и пересел на трон милосердия. Если это всего лишь просьба, возможно, на нее будет ответ, а возможно, и нет. Однако мы способны запустить силу милосердия. Мы можем сделать так, чтобы Всевышний пересел на трон милосердия, чтобы Он не вступал с нами в суд, а отнесся снисходительно. Как?
Наши мудрецы указали путь к этому: «К каждому, кто милосерден к людям, проявляют милосердие с Небес».
Когда я прошу, чтобы свыше поняли меня и оправдали, меня спрашивают: «А сам ты пробовал понять других, когда просишь об этом для себя? Сам ты оправдывал их, если хочешь, чтобы так сделали с тобой? Ты извинял и прощал, делал добро и помогал?
У тебя была ссора с таким-то, ты спорил с ним, уверенный в своей правоте. Быть может. Но ведь и он уверен, что прав. Пробовал ли ты задуматься над происходящим с его точки зрения, понять его? И, как ты сам сказал “понять — значит, простить”, — пытался ли ты простить его?»
Йом Кипур уже близок. У нас осталось мало времени, чтобы пересмотреть все мелкие счеты с нашими друзьями и недругами, понять другую сторону, изгладить претензии и накопленную злость. Тогда мы сможем предстать перед судом и сказать: «Не возлагай на нас грех», заслужив хороший и сладкий год. Ведь «всякому, кто уступчив в своих качествах, прощают преступления».
Приведем отрывок из книги «Моах ве-Лев» о гаоне раби Хаиме Шмулевиче, главе ешивы Мир.
Во время шестидневной войны вся ешива, а с ней и соседи из округи, собралась в подземном бункере, расположенном под зданием ешивы. Иорданская артиллерия засыпала Иерусалим градом металла, и в здании ешивы были бреши от прямых попаданий снарядов. Стены задрожали, и в бункере закричали: «Услышь, Израиль, Б-г Всесильный!»
О чем же кричали сидящие в бункере? «Владыка мира! Мы в твоих руках, сделай что-нибудь…»
Раби Хаим воспроизвел эти напряженные моменты ужаса и сказал: «Думаете, это и было тем, что спасло нас? Нет! Нас спасло нечто совсем иное…
Недалеко от меня сидела женщина, она жила рядом с ешивой и осталась без мужа. За двадцать лет до этого муж бросил ее, не дав развода. Вы, конечно же, можете представить, какой печальной была ее жизнь».
Через интонацию в голосе раби Хаима можно было ощутить горечь этой одинокой женщины. Она была прачкой, ей приходилось стирать грязную одежду чужих людей. Ведь муж, который прежде содержал семью, бросил ее.
Она-то и спасла нас! С того места, где я сидел, я услышал ее голос: «Владыка мира! Я прощаю своего мужа». Поверьте, ей было, за что прощать. Когда я это услышал, то знал, что мы спасены! Фактически, она сказала следующее: «Если я способна простить, значит, и Ты можешь».
Она спасла других. А мы, прощая других, спасем хотя бы себя и свои семьи.
Если открыть в сердце новую страницу в отношениях с ближними, то и для нас на небе откроется новая страница. В этом и состоит наша просьба! (Майян а-Моэд)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его