«И возьми от первых плодов земли» (26:2). От наших учителей мы узнали, что у недельной главы с ее уроками есть связь с тем периодом времени, в который она читается. В Гмаре (Мегила 31 б) обсуждается связь угроз, звучащих в этой главе, с завершением года, во исполнение принципа: «Закончится год вместе с проклятьями его, начнется год вместе с благословениями его». Но и у начала главы есть тесная связь с этим временем — с последними днями перед Рош а-Шана, с кульминацией месяца милосердия и прощения, с разгаром нашей подготовки к дню суда.
Эта недельная глава начинается с принесения плодов. Человек приходит на свое поле и видит дерево инжира, на котором созрели первые плоды, виноградную лозу, на которой появились ягоды. Он тотчас повязывает ленту в качестве знака. Даже если он живет на краю страны, и даже если на дороге полно препятствий, он все равно проделает весь путь до Иерусалима. Там он очистится от нечистоты и взойдет на храмовую гору с песней и возгласом благодарности. Он предстанет перед коэном с взволнованными словами: «И скажи ему: говорю сегодня Б-гу Всесильному твоему». Раши комментирует: «Что я не забываю сделанное мне добро». Б-г дал мне поле, дал деревья, вырастил на них плоды — я буду благодарить!
Великое открытие этой главы состоит в том, что недостаточно устной признательности, сердечных чувств или слов благодарности. Признательность должна приносить практические плоды. При этом нельзя брать самое малое — нужно взять ценнейшее из плодов, то, что выросло первым, и вознести в священный город, очиститься и прийти в Храм с украшенной корзиной, полной плодов. Нужно вознести ее перед жертвенником, прочесть над ней весь отрывок о первых плодах и отдать коэну.
Примерно четыреста сорок лет назад одна семья из Цины в Йемене приехала на Святую Землю, испытывая трудности эмиграции. Родители умерли, оставив одинокого сироту по имени Йешуа. В своем одиночестве и нищете он спал в полях и питался дикими растениями и остатками пищи, пока один человек не проявил к нему милосердие, взяв его к себе в дом и накормив хлебом. Так он позволил мальчику посвятить себя изучению Торы, и тот стал учиться у гаона раби Бецалэля Ашкенази, автора книги «Шита Мекубецет», и у святого гаона раби Хаима Виталя. Он и сам стал одним из мудрецов поколения. Человек, принявший его в свой дом и кормивший его, не был ученым в Торе, ему даже Мишну было трудно изучать. В благодарность за помощь сел раби Йешуа и написал для своего благодетеля всеобъемлющий и ясный комментарий к Мишне. Так у народа Израиля появилась книга «Млехет Шломо».
Вот как нужно выражать благодарность!
Если бы нас наполняла такая признательность, наша жизнь выглядела бы совсем иначе. Она была бы в тысячу раз более счастливой и светлой. Дети знали бы, что нет конца благодарности родителям, которые подарили им жизнь, вырастили с большой самоотверженностью и любовью, дали им все — крышу над головой, пищу и одежду. Но и родители должны благодарить своих детей. В конце концов, именно дети принесли свет и радость в дом. Каким мрачным он был бы без них!
А что сказать о самих супругах? «Нехорошо быть человеку одному», не подобает ему оставаться в тоскливом и мрачном одиночестве. Как же признателен должен быть один из супругов другому, с которым построил семью. И для благодарности, как уже говорилось, недостаточно чувств и слов. Она должна найти выражение в действиях, направленных на ближнего, которые докажут ее. Если бы мы так и поступали, семья была бы в семьдесят раз крепче, не было бы отчуждения и разрыва, и не происходили бы разводы. Когда же мы последний раз приходили домой с подарком, чтобы показать внимание и выразить благодарность?
Отсюда перейдем к более глубокой мысли. Если уж так следует благодарить за первые плоды, принося их в храм, то как же нужно благодарить за жизнь и за здоровье? И снова добавим: признательность по всем правилам должна выражаться в поступках, чтобы укорениться в душе и идти от сердца. Если задуматься над этим, мы поймем, что обязаны приносить «первые плоды» от всей нашей жизни. Посвящать Творцу отдельные часы каждый день: час на молитву в миньяне, час на изучение Торы, час, чтобы послушать урок, час на помощь ближним. Нужно приводить самих себя в храм — в синагогу, называнную «малым святилищем».
Кроме того, Всевышний дарит нам постоянный заработок, который мы тратим на пищу, одежду и все наши нужды. Признательность требует действий — приносить «первые плоды» от денег, отдавая их на благотворительность, поддерживая нуждающихся и учреждение Торы. Если использовать наступающие дни, чтобы укоренить благодарность и ее практические выражения, это и будет лучшей подготовкой к Рош а-Шана.
Однажды утром гаон раби Эзра Атья, глава ешивы «Порат Йосеф», пришел в ешиву и увидел, как учащиеся столпились и бурно что-то обсуждают. «Войдем же в дом Всесильного с чувством, — процитировал он, — отчего ваши эмоции?»
Учащиеся рассказали, что повысились цены на масло и другие продукты. У студентов ешивы и без того стипендия ограничена, теперь же им придется еще туже затянуть пояса. Естественно, они переживают!
Раби Атья улыбнулся и ответил: «Гмара говорит (Бейца 16), что пропитание выделено человеку от Рош а-Шана до следующего Рош а-Шана. Речь именно о пропитании, а не о деньгах. Для вас уже определено, сколько масла и остальных продуктов вы получите, и неважно, сколько они будут стоить! Так что можете благодарить Творца и продолжать учиться со спокойным сердцем» (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский