«Вот животное, которое будете есть» (11:2). Разрешенные в пищу животные — это те, у которых раздвоено копыто, и которые «отрыгивают жвачку». Они питаются травами и обладают спокойным и мягким нравом. Хищники, поедающие других животных, нам запрещены. Если ими питаться, это породит жестокость в душе, как говорили наши учителя.
Здесь уместно провести исследование. Становятся ли животные хищными из-за своей жестокости или, напротив, от того, что охотятся на других, они становятся жестокими?
Рав Абарбанель разрешил это сомнение на основе Писания. О будущем мире сказано: «Лев, как бык, будет есть солому. Не будут творить зло и губить на всей Моей святой горе» (Ишайя 11:9). Отсюда видно, что привычки в питании укореняют нравственные качества.
Как же важно для нас соблюдать правильное питание!
В наше время благодаря генной инженерии, когда люди научились внедрять в одних животных качества других, можно теоретически создать осла с раздвоенными копытами и отрыгивающего жвачку. Но будет ли такой осел разрешен в пищу? Похоже, еще тысячу лет назад Рамбаму был задан подобный вопрос, и он написал (Морэ Невухим 3:48): «Знай, что эти признаки — раздвоенные копыта и отрыгивание жвачки у животных, плавники и чешуя у рыб — не являются причиной разрешения, а их отсутствие не является причиной запрета. Это лишь признак, по которому различается достойный вид от негодного».
Раби Хаим Паладжи в книге «Тохехат Хаим» к нашей недельной главе написал: «Пусть человек внимательно смотрит и проявляет пунктуальность, чтобы не употребить случайно в еде и питье что-нибудь запрещенное. Более того, если сам он не ест какие-то фрукты из опасений наткнуться на червей и т. п., пусть не покупает их своим детям и родным. Ведь что толку остерегаться их самому и при этом кормить ими других?
Также пусть остережется, если в доме имеются червивые продукты, не оставлять их дома. Сказано: “Не поселяй в своем шатре беззаконие” (Иов 11:14). Иначе он придет к греху, и из-за него это съедят другие, с его согласия или нет, по ошибке или намеренно. Но грех будет висеть у него на шее.
Я слышал от правдивых людей, что святой учитель, божественный каббалист раби Шалом Мизрахи Шараби однажды видел сон, где ему сказали, что у него в доме есть нечто запрещенное. Почему он не уничтожает это? Он стал искать раз за разом, что же такого запрещенного у него есть, и ничего не находил. Рав сильно печалился из-за этого. В итоге ему приснился второй сон: ему было сказано, что у него дома хранится варенье из вишни с медом, в котором завелись черви. Его нужно выбросить, чтобы не ввести в грех кого-то из домочадцев.
И пусть всегда, когда человек ест и пьет, глаза его будут зоркими и внимательными, чтобы в тарелке или стакане не оказалось никакого насекомого или блохи, особенно в летние дни. Нужно тщательно остерегаться этого, особенно по ночам, когда появляются блохи, муравьи и прочие насекомые и гады. Если человек проявляет осторожность, то и Б-г поможет ему, чтобы он не споткнулся. Приходящему очиститься помогают! (Йома 38 б)» (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский