В каждом поколении человек должен демонстрировать, словно вышел из Египта. Мы обязаны обновлять свои чувства, заново переживая все так, как было в ночь исхода.
В некоторых общинах глава семьи встает и ходит по комнате, неся мацу у себя на плече и говоря: «Так мы выходили из Египта». В других общинах один из членов семьи появляется перед присутствующими опоясанный ремнем и с палкой в руках. Все это делается, чтобы «оживить» минувшие события и поблагодарить за них. Фактически, мы вступаем в атмосферу праздника уже в предшествующий ему шаббат — «Великий шаббат». В этот день сыны Израиля купили скот у египтян, чтобы зарезать в качестве жертвы на четвертый день, зажарить и съесть тем вечером. Это и была ночь Седера, а с утра на пятый день они гордо вышли в путь.
Но почему, в самом деле, сынам Израиля было заповедано купить ягнят за четыре дня до исхода?
Рав Х. Й. Д. Азулай ответил на это согласно словам наших мудрецов: «Потому что у нас не было заповедей, в заслугу которых мы могли быть избавлены. И Всевышний дал нам две заповеди — жертву Песаха и обрезание. Ради двух этих заповедей евреи были готовы пожертвовать собой во имя Б-га, чтобы исполнить их. Нужно было зарезать скот, которому египтяне поклонялись как богам, и сделать себе обрезание, чтобы иметь право вкушать эту жертву. Если бы египтяне пришли убить их за надругательство над их богами, у евреев не было бы сил отразить удар. Так в свое время Шимон и Леви убили жителей Шхема на третий день после их обрезания.»
Рав Азулай добавил еще кое-что от имени святого Алшиха: «Каждая заповедь очищает один из органов человека. Ручной тфилин очищает руку, головной — голову и т. д. Но самоотверженность освящает всего человека. Евреи в Египте были погружены в 49 врат нечистоты и осквернили свои тела. Своей самоотверженностью, зарезав египетских “богов” и сделав себе обрезание, они освятили все свои тела целиком и стали достойны избавления».
В «великий шаббат» для народа Израиля было совершено чудо. Египтяне видели, как они покупают скот для принесения в жертву, но ничего не сделали. Однако, — отмечает гаон раби Хумни Алуш, автор книги «Шивти ве-Куми», — в таком случае следовало назвать его «великим днем», но не «великим шаббатом». Ведь законы шаббата, как мы видим, не были соблюдены этот день, как положено.
На это он ответил притчей.
У царя был единственный сын-наследник. Все внимание царя было обращено к нему, и все надежды связаны с ним. Но увы! Сын увлекся вином и стал пьяницей. Полдня он развлекался, а вторую половину валялся пьяным. Какой позор! Царская честь была втоптана в грязь.
Царь пригласил сына на откровенную беседу. Слезы лились, как струи воды. Сын от всего сердца пообещал вернуться к правильной жизни, разом избавиться от пристрастия к вину. Но сделать это чрезвычайно тяжело. Это адские муки для алкоголика, зависимого от спиртного. Но царский сын оправдал свое высокое положение и взялся за эту задачу с высочайшим мужеством. Отец следил за развитием событий с тревогой и опасениями: выдержит ли принц такое испытание?
Однажды сын проходил по коридору дворца, и запах вина, поднимающийся из погреба, ударил его по ноздрям. Это тут же отбросило его в прошлое. Он подвергся ни с чем не сравнимому испытанию. Тотчас выхватив меч из ножен, он ворвался в погреб и стал крушить бочки с вином.
Заведующий винными складами предстал перед царем с воплем на устах: «Ваш сын устроил погром в винном погребе!»
«Приведите его ко мне», — приказал царь.
Принца привели. Его волосы были взъерошены, одежда в пятнах, туфли промокли. Встал царь с трона и обнял его с любовью: «Проси у меня, что захочешь, в награду».
Заведующий вином был в изумлении: «Награду? За погром?!»
«Все верно, — подтвердил царь, — мой сын доказал, что победил тягу к вину».
Значение этой притчи таково. Нам заповедано: «Уберите и возьмите себе овец, и зарежьте жертву». Уберите руки от идолопоклонства, — толкуют мудрецы, — и возьмите овец для заповеди. «И пошли, и сделали». Они взяли идолов египтян, к которым были так привязаны, отнесли и связали, чтобы зарезать. Этим они привлекли к себе огромную любовь Свыше. И сам шаббат считается великим и важным, если такая заповедь совершена в него. Доказательство — отрыв от идолопоклонства!
Удивительные слова, истинная Тора. Но есть и потрясающее продолжение. В «Агаде» раби И. Л. Дискина сказано, что после шести дней поражения тьмой — три дня, когда египтяне не видели друг друга, и три дня, когда не могли ни встать, ни сесть, — фараон позвал Моше и стал торговаться с ним. Он не соглашался отправить вместе с народом его скот для жертвоприношений. В тот момент Моше получил пророчество о гибели первенцев: «Так сказал Б-г: в полночь Я выхожу в Египет, и умрет каждый первенец в стране Египта». В Гмаре объяснили это так (Брахот 4 а): это было в полночь на четырнадцатое, и было сказано, что на следующую ночь в тот же час первенцы погибнут.
А теперь давайте посчитаем. Если ночью на 14-е закончилось поражение тьмой, получается, что три дня, в течение которых египтяне не могли сдвинуться с места — это были первый, второй и третий дни недели, то есть 11-е, 12-е и 13-е Нисана. Значит, сыны Израиля купили овец в жертву, когда египтяне были ослеплены тьмой, но еще не ограничены в передвижениях. Даже толпа слепцов, сплотившаяся для погрома, опасна, поэтому здесь присутствовала самоотверженность. Тем более, если евреи сделали обрезание и были ослаблены. Но на самом деле им ничего не угрожало, поскольку свыше египтяне были парализованы в последующие дни и не могли встать с места. А те, кто побоялись сделать обрезание и вкусить жертву Песаха, предпочитая остаться в Египте, лишь бы не подвергать себя опасности, умерли за эти три дня от гнева Творца. Какой важный урок для нас!
Некоторые спешат завершить сделки с приближением шаббата, чтобы их прибыль не пропала. Другие работают в Холь а-Моэд. Третьи опасаются отправить детей в систему религиозного образования или боятся оторвать себя от порочных СМИ и некошерных телефонов. У каждого свои опасения, и от каждого требуется своя самоотверженность. Но в итоге становится ясно: исполняющий волю Творца не потерпит убытка, а нарушающий ее ничего не выиграет! (Майян а-Моэд)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его