В каждом поколении человек должен демонстрировать, словно вышел из Египта. Мы обязаны обновлять свои чувства, заново переживая все так, как было в ночь исхода.
В некоторых общинах глава семьи встает и ходит по комнате, неся мацу у себя на плече и говоря: «Так мы выходили из Египта». В других общинах один из членов семьи появляется перед присутствующими опоясанный ремнем и с палкой в руках. Все это делается, чтобы «оживить» минувшие события и поблагодарить за них. Фактически, мы вступаем в атмосферу праздника уже в предшествующий ему шаббат — «Великий шаббат». В этот день сыны Израиля купили скот у египтян, чтобы зарезать в качестве жертвы на четвертый день, зажарить и съесть тем вечером. Это и была ночь Седера, а с утра на пятый день они гордо вышли в путь.
Но почему, в самом деле, сынам Израиля было заповедано купить ягнят за четыре дня до исхода?
Рав Х. Й. Д. Азулай ответил на это согласно словам наших мудрецов: «Потому что у нас не было заповедей, в заслугу которых мы могли быть избавлены. И Всевышний дал нам две заповеди — жертву Песаха и обрезание. Ради двух этих заповедей евреи были готовы пожертвовать собой во имя Б-га, чтобы исполнить их. Нужно было зарезать скот, которому египтяне поклонялись как богам, и сделать себе обрезание, чтобы иметь право вкушать эту жертву. Если бы египтяне пришли убить их за надругательство над их богами, у евреев не было бы сил отразить удар. Так в свое время Шимон и Леви убили жителей Шхема на третий день после их обрезания.»
Рав Азулай добавил еще кое-что от имени святого Алшиха: «Каждая заповедь очищает один из органов человека. Ручной тфилин очищает руку, головной — голову и т. д. Но самоотверженность освящает всего человека. Евреи в Египте были погружены в 49 врат нечистоты и осквернили свои тела. Своей самоотверженностью, зарезав египетских “богов” и сделав себе обрезание, они освятили все свои тела целиком и стали достойны избавления».
В «великий шаббат» для народа Израиля было совершено чудо. Египтяне видели, как они покупают скот для принесения в жертву, но ничего не сделали. Однако, — отмечает гаон раби Хумни Алуш, автор книги «Шивти ве-Куми», — в таком случае следовало назвать его «великим днем», но не «великим шаббатом». Ведь законы шаббата, как мы видим, не были соблюдены этот день, как положено.
На это он ответил притчей.
У царя был единственный сын-наследник. Все внимание царя было обращено к нему, и все надежды связаны с ним. Но увы! Сын увлекся вином и стал пьяницей. Полдня он развлекался, а вторую половину валялся пьяным. Какой позор! Царская честь была втоптана в грязь.
Царь пригласил сына на откровенную беседу. Слезы лились, как струи воды. Сын от всего сердца пообещал вернуться к правильной жизни, разом избавиться от пристрастия к вину. Но сделать это чрезвычайно тяжело. Это адские муки для алкоголика, зависимого от спиртного. Но царский сын оправдал свое высокое положение и взялся за эту задачу с высочайшим мужеством. Отец следил за развитием событий с тревогой и опасениями: выдержит ли принц такое испытание?
Однажды сын проходил по коридору дворца, и запах вина, поднимающийся из погреба, ударил его по ноздрям. Это тут же отбросило его в прошлое. Он подвергся ни с чем не сравнимому испытанию. Тотчас выхватив меч из ножен, он ворвался в погреб и стал крушить бочки с вином.
Заведующий винными складами предстал перед царем с воплем на устах: «Ваш сын устроил погром в винном погребе!»
«Приведите его ко мне», — приказал царь.
Принца привели. Его волосы были взъерошены, одежда в пятнах, туфли промокли. Встал царь с трона и обнял его с любовью: «Проси у меня, что захочешь, в награду».
Заведующий вином был в изумлении: «Награду? За погром?!»
«Все верно, — подтвердил царь, — мой сын доказал, что победил тягу к вину».
Значение этой притчи таково. Нам заповедано: «Уберите и возьмите себе овец, и зарежьте жертву». Уберите руки от идолопоклонства, — толкуют мудрецы, — и возьмите овец для заповеди. «И пошли, и сделали». Они взяли идолов египтян, к которым были так привязаны, отнесли и связали, чтобы зарезать. Этим они привлекли к себе огромную любовь Свыше. И сам шаббат считается великим и важным, если такая заповедь совершена в него. Доказательство — отрыв от идолопоклонства!
Удивительные слова, истинная Тора. Но есть и потрясающее продолжение. В «Агаде» раби И. Л. Дискина сказано, что после шести дней поражения тьмой — три дня, когда египтяне не видели друг друга, и три дня, когда не могли ни встать, ни сесть, — фараон позвал Моше и стал торговаться с ним. Он не соглашался отправить вместе с народом его скот для жертвоприношений. В тот момент Моше получил пророчество о гибели первенцев: «Так сказал Б-г: в полночь Я выхожу в Египет, и умрет каждый первенец в стране Египта». В Гмаре объяснили это так (Брахот 4 а): это было в полночь на четырнадцатое, и было сказано, что на следующую ночь в тот же час первенцы погибнут.
А теперь давайте посчитаем. Если ночью на 14-е закончилось поражение тьмой, получается, что три дня, в течение которых египтяне не могли сдвинуться с места — это были первый, второй и третий дни недели, то есть 11-е, 12-е и 13-е Нисана. Значит, сыны Израиля купили овец в жертву, когда египтяне были ослеплены тьмой, но еще не ограничены в передвижениях. Даже толпа слепцов, сплотившаяся для погрома, опасна, поэтому здесь присутствовала самоотверженность. Тем более, если евреи сделали обрезание и были ослаблены. Но на самом деле им ничего не угрожало, поскольку свыше египтяне были парализованы в последующие дни и не могли встать с места. А те, кто побоялись сделать обрезание и вкусить жертву Песаха, предпочитая остаться в Египте, лишь бы не подвергать себя опасности, умерли за эти три дня от гнева Творца. Какой важный урок для нас!
Некоторые спешат завершить сделки с приближением шаббата, чтобы их прибыль не пропала. Другие работают в Холь а-Моэд. Третьи опасаются отправить детей в систему религиозного образования или боятся оторвать себя от порочных СМИ и некошерных телефонов. У каждого свои опасения, и от каждого требуется своя самоотверженность. Но в итоге становится ясно: исполняющий волю Творца не потерпит убытка, а нарушающий ее ничего не выиграет! (Майян а-Моэд)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский