«Делать шаббат на поколения их» (31:16). В первый день 2000-го года (по мировому календарю) Нью-Йорк Таймз — одна из самых распространенных в мире газет — опубликовала праздничное издание с интересным cюрпризом. Редакция газеты попробовала предсказать, какими будут ее заголовки через сто лет. Авторы статей придумали наиболее оригинальные заголовки, такие как «На ближайших выборах роботы тоже смогут голосовать!»
Помимо всех этих прогнозов, рядом появилась небольшая рамка, в которой было указано время зажигания субботних свечей в Нью-Йорке. Никто за это объявление не платил. Газетчики просто были уверены: что бы там ни случилось через сто лет, одно мы точно знаем — еврейские женщины свои свечи зажгут!
В наше время есть еретические мнения, утверждающие, будто заповедь шаббата была дана нам в пустыне в далеком прошлом, и потому нам надлежит воздерживаться только от тех работ, которыми в ту пору занимались в пустыне — например, от разжигания огня с помощью камней. Тогда как новые виды работ, которых не было в то время, нет никакой проблемы выполнять в шаббат.
Тора уже опровергла такие взгляды, прибавив слова: «На поколения их». Это учит нас тому, что, хотя наступят поколения, жизнь которых будет другой, соблюдение шаббата никогда не изменится!
К примеру, запрет разжигать огонь, который Моше Рабейну получил на Синае, включает любое использование огня. Даже если когда-то изобретут новый способ зажигания огня, при котором человек, произнося слово, заставляет огонь загореться, это тоже будет запрещено. Все работы, включая любые новшества, остаются запрещены «на поколения их».
У святого автора «Ор а-Хаим» говорится, что Писание не зря использует выражение «шаббат шаббатон у Б-га» (35:2). Это значит, что именно Творец устанавливает, как нам соблюдать святость шаббата, что можно, а чего нельзя делать в этот день. Никто не вправе изменить в этих законах что-либо.
В Пасхальной Агаде приводится вопрос сына-грешника: «Что это за служение у вас?» В ответ на это «и ты притупи ему зубы». Но почему? Гаон раби Авраам а-Коэн из Сфакса отвечает с помощью притчи о человеке, купившем узкую шляпу. Ее померяли, и она не подошла для его головы. Вместо того, чтобы попросить изготовителя шляп расширить ее, покупатель обратился к кузнецу с просьбой сузить ему голову.
Грешник похож на этого глупца. Если законы Торы не соответствуют его жизненным привычкам и кажутся ему тягостным бременем, он устанавливает себе новые законы, которые ни к чему не обязывают. Вместо того, чтобы привести себя в соответствие с Торой, он пытается «притупить зубы» заповедям — сделать Тору более гибкой и приспособить ее к своим потребностям. Поэтому, по принципу «мера за меру», и ты должен притупить ему зубы.
Тора называется «законом» (хок), и небо с землей тоже называются «законом», как сказано: «Если бы не союз Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я» (Ирмия 33:25). Это учит нас, — отмечает автор книги «Ашив Авраам», — что Тора является настолько же точным законом природы, как и небо с землей. Мы понимаем, что небо и земля никогда не изменятся, и даже в двадцать первом веке они останутся такими же, как были. Так и Тора не меняется со временем, и неуместно разрешать запрещенное под предлогом того, что «времена нынче другие»…
История о торговце, которому нужно было приехать на ярмарку в большой город. К нему подошел извозчик и предложил свои услуги. Поскольку этому торговцу было очень важно добраться вовремя, он поставил условие: извозчик получит свою плату лишь в том случае, если сумеет доставить его без задержек. Если же не успеет, пусть даже из-за того, что на дорогах возникнут неожиданные препятствия, он не получит ни копейки в награду. Извозчик согласился на такую сделку, и они отправились в путь.
Дело было в месяц Тевет, на дорогах были сугробы снега. Колеса телеги сломались, и после многочисленных задержек эти двое, в конце концов, добрались до пункта назначения. Когда? Два дня спустя после окончания ярмарки…
Дрожащими от холода губами торговец обратился к извозчику и известил его о том, что ничего ему не заплатит.
Но извозчик подскочил на месте от гнева, и между ними начался спор. В итоге они предстали перед главным раввином города, чтобы он рассудил, кто из них прав.
Раввин обратился к извозчику и попросил прояснить: «Верно ли, что торговец поставил условие с самого начала?» С мрачным лицом извозчик подтвердил это.
«В условии было оговорено, что, даже если в дороге будут аварии, препятствия и прочие независящие от вас обстоятельства, он будет свободен от обязательств оплаты?» — уточнил рав.
Извозчику снова пришлось кивнуть головой.
«Если таким было ваше соглашение, то по закону Торы он не обязан платить тебе!» — постановил рав.
Извозчик, который был простым и необразованным человеком, решил зайти с другой стороны: «В каком месяце была дана Тора?» — спросил он.
«В месяце Сиван, а что?» — удивился рав.
«Еще бы! — воскликнул извозчик с видом победителя, — Тора была дана летом, поэтому она встает на сторону торговца. Вот если бы Тора была дана зимой, когда снежные сугробы на всех дорогах, закон однозначно был бы другим!..» (Оцротейну)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его